***
Варна – это свойство личности, которое существует независимо от наших представлений. Система варн отражает различия в априорной структуре ценностей, которые лежат в основе самосознания человека. Иными словами варны в антропологическом смысле существуют везде, где есть люди, а вот в социальном смысле они оформились только в Индии (хотя аналогичные варнашраме структуры встречаются у многих индоевропейских народов). Исторически сложившаяся в Индии варнашрама была попыткой соотнести социальную систему с ценностной априорной структурой, которая определяет антропологическую принадлежность варне. Это и привело к формированию индийских варн в социальном смысле. Со временем, система варн закостенела, что неизбежно при свойственной любому обществу инертности. В своих поступках люди руководствуются либо эмпирическими обстоятельствами, либо своими внутренними принципами, благодаря которым становятся свободными от эмпирических обстоятельств. Поскольку эти внутренние принципы определяют новую значимость содержания жизни, мы называем их ценностями, а поскольку они первичны по отношению к эмпирическим обстоятельствам, то называем их априорными. Человек либо ценностно самоопределяется, либо подчиняется инерции эмпирического мира. В последнем случае с ним нельзя выстроить надежные отношения, так как его чувства, мысли и убеждения полностью определяются внешними обстоятельствами. Осознание в себе априорного ценностного основания является таким шагом вперед, который сопоставим с формированием абстрактного мышления, естественного языка или письменности. Однако большинство людей этот шаг предпочитает не делать. Древние цивилизации могли возникнуть только благодаря осознанию априорной системы ценностей, которая первоначально сообщалась в религиозном откровении. Человек, который самоопределился к религиозным ценностям как основе своего самосознания, становился брахманом. Таких людей было немного, но именно они создавали фундамент культуры общества. Поддерживать цивилизованные отношения между людьми в обществе можно было только на правовых ценностях. Однако далеко не все могут осознавать в себе априорное начало и тем более руководствоваться правовыми ценностями. Поэтому нужны были кшатрии, которые в соответствии с правовыми ценностями могли бы управлять обществом. Торговля и хозяйственная деятельность возможна была только на честных отношениях, поэтому к ней были призваны вайшьи, которые руководствовались этическими ценностями. Таким образом, религиозные, правовые и этические ценности определили систему варнашрамы. Вне этой системы оставались шудры, которые не осознали в себе ценностных априорных оснований. В стабильном обществе шудры также нужны, как брахманы, кшатрии и вайшьи, поскольку невозможно обойтись без обычных, пусть и неинициативных, но исполнительных людей. В повседневной жизни шудры могут быть добрыми, склонными к взаимопомощи и состраданию. Однако в личных отношениях они ненадежны, так как любят и дружат лишь по ситуации, ибо никакого априорного отношения к другому человеку они не знают. Их доброта проявляется как реакция на обстоятельства. Если обстоятельства кардинальным образом изменятся, то такого человека можно просто не узнать. Например, в условиях преступной диктатуры шудры, которые не имеют внутренних критериев оценки ситуации, легко становятся жертвами человеконенавистнической пропаганды и начинают поддерживать любые преступления власти. Поэтому на руководящем посту шудры очень опасны. В Индии варны существуют не только в антропологическом смысле, но и в социальном. Со временем принадлежность варне стала определяться рождением, что далеко не всегда соответствовало реальности. Принадлежность варне по рождению является механизмом трансляции системы ценностей через семейные традиции, что вызывает сомнения, так как ценности априорны. Семейные традиции могут лишь создавать условия для осознания априорных ценностей, однако они не гарантируют трансляцию ценностей. Если бы принадлежность варне всегда передавалась исключительно по рождению, то у неарийских народов Индии никогда бы не сложилась система варнашрамы. Тем не менее, на дравидийском юге Индии традиции варнашрамы особенно прочны. Следовательно, передача принадлежности варн по рождению всего лишь историческая адаптация системы варнашрамы к определенным историческим условиям. В других исторических условиях система варн могла распространяться иначе. Вероятнее всего первые миссионеры ведической религии стали основоположниками варны брахманов. Люди, которые им стали помогать и взяли на себя управление обществом, заложили основу варны кшатриев среди дравидов. Взявшие ответственность за хозяйственную деятельность стали предками вайшьев. Нечто подобное сейчас повторяется в мировом масштабе, и можно наблюдать, как миссионеры ISKCON создают основу формирования варны брахманов. Варна кшатриев еще не начала формироваться, однако первые подвижки в этом направлении уже есть. Вполне возможно, что этот процесс будет развиваться аналогично тому, как он происходил на юге Индии, когда дравидийские народы впервые начали принимать ведическую религию. Однако далеко не всякий, кто сейчас становится последователем ISKCON, является брахманом по своей внутренней природе, но только тот, кто осознал априорные ценности и тем самым свободен от тех идеологий, с помощью которых диктаторские режимы манипулируют сознанием масс. Брахман может интересоваться или не интересоваться политикой, может вести волонтёрскую работу по помощи людям, а может отрешиться от всех «кали-южных дел» и сосредоточиться на внутренней духовной практике. Но если он поддаётся воздействию пропаганды, начинает поддерживать преступления собственных властей, оккупацию территории соседнего государства, агрессивную войну и поддержку террористов, то он не брахман, а шудра, и вся его религиозная практика – лишь театрализованная имитация. К сожалению, такое сейчас тоже встречается, и остается лишь надеяться, что историческая сила религиозной традиции всё расставит на свои места. https://karpitsky.livejournal.com/149919.html © Copyright: Мария Березина, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|