А. Молчанов. Секрет вдохновенияalexander_molchanoff СЕКРЕТ ВДОХНОВЕНИЯ: Воображайте! Как я уже рассказывал вам, раскрывая один из предыдущих секретов, каждый человек живет в мире образов, запечатленных в нашей памяти. Каждый раз, когда нам нужно что-то придумать, мы используем образы из нашей памяти. Если нам нужно придумать героя, мы вспоминаем какого-то знакомого нам человека. Если нам нужен интерьер, мы вспоминаем знакомый интерьер. Если нужен пейзаж, мы вспоминаем виденный ранее пейзаж. Мы не выдумываем лицо человека, интерьер или пейзаж, а берем готовое из памяти. Наш мозг – ленивая скотинка, он всегда делает так, как ему проще. Взять готовое всегда проще, чем создать что-то новое. Даже если мы придумываем что-то новое, это не вызывает у нас эмоций именно потому, что мы никак эмоционально не связаны с этими образами. Однако это проблема. Многие авторы замыкаются в кругу привычного набора образов. Некоторым удается, бесконечно комбинируя их, находить неисчерпаемый источник вдохновения. Например, Фолкнер нашел весь мир в своей Йокнапатофе с ее полутора десятками тысяч жителей. Но чаще автор не справляется с такой задачей. Он быстро исчерпывает все комбинации. Дальше – либо бесконечное повторение привычных образов и сюжетных ходов, либо творческий тупик, невозможность сделать что-то новое. Многие авторы к концу своего пути замыкаются в какой-то одной теме и бесконечно повторяют одно и то же, практически не меняя от текста к тексту ни сюжет, ни героев, ни стиль, ни интонацию. Недаром, нам часто снятся образы из детства – дом родителей, школа, двор, в котором мы играли маленькими. Стоит дать свободу мозгу – он тут же отправляется туда, где ему привычно находиться. В наши воспоминания. Когда я писал пьесы, я долго не мог выйти за пределы одной темы – поселок и город глазами деревенского парня, который приехал покорять мир, оторвался от корней, но и в городе не стал своим. Это мои воспоминания, моя тема, к которой я возвращался каждый раз, когда давал волю мыслям. В конце концов мне пришлось оттолкнуться от этой темы настолько сильно, насколько я был в состоянии это сделать. И я написал пьесу о людях, которых никогда не знал, которые находились в местах, очень далеких от моего родного поселка. alexander_molchanoff Поколение за поколением вырастает, получая один и тот же набор базовой информации – о людях, о городах, о системе взаимоотношений между людьми. А в Америку приплыли люди на кораблях, высадились в чистом поле, и дальше они в этом чистом поле могли делать все что хотели. Кто хотел фиксации прошлого, мог строить усадьбы в европейском духе, а кто не хотел – тот строил небоскребы. Согласитесь, человек, живущий среди небоскребов, думает совершенно не так, как человек, который живет, скажем, в Малой Стране в Праге или в Трастевере в Риме. Вот так же и нам нужно время от времени выходить из привычной системы образов, отправляться в путешествие. Очень хорошо, кстати, помогает обычное путешествие – вы обогащаете свою систему образов и дальше можете их задействовать в качестве строительного материала для воображения. Чуть позже мы поговорим о том, куда ездить, как ездить и на что смотреть для того, чтобы путешествие прошло с максимальной пользой. А сейчас займемся воображаемыми путешествиями. Первое, что вы можете сделать для того, чтобы покинуть привычную систему образов, – это начать их комбинировать. Соединить образы людей, с которыми вы общались в одном месте, с интерьерами, которые вы видели в другом месте, и пейзажами, которые вас окружали в третьем месте. Такие комбинации очень продуктивны, потому что они создают напряжение. Ваш мозг вынужден делать усилие для того, чтобы совместить несовместимое. Читатель считывает это напряжение, и это привлекает его внимание. Представьте, что вы видите неподвижный камень и человека, который пытается поднять его. На что вы будете смотреть? Конечно, на человека. Любое напряжение всегда привлекает внимание. В то же время эти образы будут вызывать у вас очень сильные эмоции. Напряжение и эмоции – как раз то, что нужно для того, чтобы удержать интерес аудитории в течение долгого времени. Следующий шаг за комбинированием — соединение привычных образов с воображаемыми. Например, вы вводите известных вам людей в незнакомые вам, воображаемые интерьеры. Опять же, здесь есть и напряжение, и эмоция. Вы можете удерживать эмоциональную связь с происходящим через героев, а создание воображаемого интерьера создает напряжение. Попробовали погрузить известного вам человека в неизвестный интерьер – теперь сделайте наоборот. Вообразите неизвестного вам человека и введите его в знакомый вам интерьер, например в дом ваших родителей или в школьный класс, в котором вы провели десять лет. Здесь важно именно соединение двух элементов. Если вы введете три элемента – произойдет перегруз, вы зависните, как компьютер, который получил слишком много команд. Наконец, третья стадия — соединение воображаемого героя с воображаемым интерьером. Сначала будет очень трудно. Ваш мозг будет услужливо подсовывать вам воспоминание вместо воображения. Важно «отловить» это воспоминание и отказаться от него. Научиться создавать образ вместо того, чтобы использовать готовый. Если вы будете практиковать это постоянно, у вас будет получаться все лучше и лучше. Очень важно сразу же начать рассказывать себе историю. Если вы просто будете рисовать статичную картинку, воображению будет очень сложно удерживать ее «на весу». Это – как мотоцикл: пока он едет, он сам собой удерживается в вертикальном положении. Но стоит ему остановиться – он сразу падает на бок. Создали героя и интерьер – сразу же начните рассказывать историю. История поможет создать и закрепить эмоции. А если эмоции есть у вас – они возникнут и у читателей. Если вы научитесь это делать, у вас будет неиссякаемый источник вдохновения. Запомните секрет вдохновения: ВООБРАЖАЙТЕ! © Copyright: Валентина Петряева, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|