Рецензия на Левиафан фильм без героя Богданова Яна

Наталья Благушина: литературный дневник

http://www.proza.ru/2015/01/31/1501


Много публикаций на сайте на эту тему. Повторяться в отзывах не хочется, но кое-что стоит.


Заставила себя посмотреть фильм. И не сделалось мне стыдно, как призывали некоторые, но только горько. Горько, что в какой уже раз российская жизнь – сложная, как и все великое – становится не поводом к добросовестному осмыслению глубинных и закономерных причин порочности ее проявлений, а спекуляцией на человеческих страстях. Сегодня искусство нащупало новую стезю своего будущего – политическую сцену. Оно, вслед за историей, потянулось к ней подобно тому, как тянется шлюха к продажной панели.


Сегодня индивидуальная душа достигла такой степени обалдения реальностью, что возбудить ее на восприятие искусства удается только ввергнув ее в глобальные катаклизмы. А если это еще и выгодно! Результат – трагедия, спровоцированная Шарли Эбдо, а в нашем случае – оскАровские страсти по Левиафану.


Сюжет, на мой взгляд, предельно ходульный (неестественный, деланный, позерский и в то же время пошлый, тривиальный – толковый словарь Ушакова). Не менее ходульны персонажи. Сцена с мэром, сладострастно целящимся из пистолета в голову адвоката, вызвала у меня состояние тошноты от фальши всего происходящего на экране. Уровень тривиальной «чернухи» на каждый квадратный сантиметр пленки зашкаливает. Кажется не осталось ни одного человеческого порока, который бы не был воспроизведен на экране. Такое изуверски неприкрытое скопище греха в одном произведении для художника, по-моему, просто неприлично. Не много надо художественной фантазии чтобы показать ад, несколько труднее самому пройти дорогу к нему. Но режиссеру Левиафана последнее бесспорно удалось. Он, подобно Данте Алигьери, сам и спустился в созданную им же фантазмагорию, да еще увлек туда и нас. Разумеется, такой творческий «подвиг» не остался незамеченным и где нужно был отмечен благосклонным вниманием. Но не более того. Подобный уровень художественной «фантазии» тянет лишь на фейк (от англ.fake — поддельный, фальшивый), а такая номинация на Оскаре еще не придумана.


Ладно содержание - чистый фейк. Многие принимают его за правду. Как-будто нет другой, более глубокой правды в нашей жизни, кроме как принимать следствие за причину. Искренне верующие в эту правду (а как без нее, тогда и говорить-то было бы не о чем), искренне ощущающие свою, пусть косвенную, причастность к этой правде, искренне совестившиеся ее, заслуживают глубокого уважения их чувств. Так уж повелось на Руси - грешат одни, а каются во грехах другие. Но сколько же лицемерия и ханжества выстроилось на этой "правде"! Как у нас оказывается много судителей, негодователей, обличителей, утверждающих, что жизнь именно такова и есть, что всё такое и все такие. И куда тогда отнести их - праведных. Мнимое исключение!


Но дело даже не в этом. Дело во времени появления на свет этого чудовища. Раньше русский народ хорошо знал всему время и место и никогда не путал себя и других в этом. Вот как рассказывается об этом в очерке Юрия Воробьевского "Небесный голос", где замечательная наша певица Евгения Смольянинова беседует со старой крестьянкой: - "А можете жнивную спеть? - "фольклористский" вопрос, заданный Евгенией еще несколько лет назад, смутил бабушку. - Не могу я. Зима на дворе, какая же жнивная! Ты осенью приезжай".


Сейчас на дворе зима, в самом суровом смысле этого слова, лупят Россию морозными резолюциями, гнобят санкциями. А тут песня от своих - докашивающая. Фильм моральная подстилка под широко внедряемое сегодня мнение на Западе, что деградированная Россия не достойна тех природных богатств, которыми владеет. Именно эта мысль является рефреном всех текущих событий. И как-то очень не случайно вписался в этот рефрен фильм.


Сегодня ложь так вросла в правду жизни, что человеку уже не под силу отделить их. Самая страшная ложь - полуправда. Фильм Левиафан такой. По моему, он сродни карикатурам Шарли - они одной духовной природы.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2015. Рецензия на Левиафан фильм без героя Богданова Яна