«Трудится на общую пользу», как говорил Ленин, - словно специально для русских придумано. Перед войной стимулом для такого труда была идея о светлом будущем для своих детей. «Я знаю, город будет. Я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». После войны вдохновляющими обстоятельствами для советских людей стали восстановление разрушенного, сама по себе мирная жизнь, освоение целины, покорение космоса и даже хрущевское обещание жить при коммунизме через 20 лет. Ради высоких целей довоенное поколение шло на суровые материальные жертвы, а послевоенное достаточно долго спокойно уживалось с существенными ограничениями в бытовых возможностях. При этом оплата труда во многих сферах деятельности, не связанных напрямую с производством, уже скорее напоминала обычную распределительную систему по квотам на потребительские товары. Стабильные оклады с небольшими премиями мало походили на критерий «каждому по труду».
Ограничения были вызваны экономическими возможностями государства, самостоятельно выживающего в кольце врагов. И это советские люди понимали, а потому к своему скромному житью-бытью относились спокойно. Кроме зарплаты они имели многие другие возможности сделать свою жизнь богаче и содержательней.
Начнем с образования, которое справедливо считалось лучшим в мире. Оно развилось из дореволюционной элитарной гимназической системы, было дополнено, адаптировано и распространено на все население страны. Неслучайно в Японии и элитных образовательных учреждениях Англии по сей день советская система используется без купюр. Лучшей не создано. А у нас было. Советская культура создавала образцы для подражания, основанные на классическом искусстве и аристократической манере поведения. Книги, кино, телевидение, образование пропагандировали такие образцы и распространяли на весь многонациональный советский народ. Почти законодательно в кино, на телевидении, в литературе, в прессе были запрещены пошлость, грубость, безвкусица, безнравственность, глупость, низкопробность. В результате этого даже дикие национальные окраины в своей городской части мало отличались культурой и знаниями от столиц. В распоряжении граждан были кружки и народные коллективы художественной самодеятельности, спортивные секции и клубы по интересам. Миллионы граждан имели возможность заниматься в них совершенно бесплатно и в различных сочетаниях по вкусу. Тиражи книг и аудитория советских и лучших зарубежных фильмов, художественных выставок в миллионы и десятки миллионов человек ярко характеризовала морально-нравственный уровень народа. Ведь в стране увидеть свет имели шанс только по-настоящему высоконравственные произведения, а не те, что только приносят деньги. А тиражи подтверждают - их смотрели и читали взахлеб по желанию, а не по принуждению. Безусловно, советский человек оказался качественно более цельным и развитым, чем любой другой когда-либо существовавший человек. Человек нового типа. Человек наступившего будущего. Мы писали о том, как он создавался здесь: Известный исторический факт – более 90% русских узниц фашистских концлагерей младше 21 года оказались девственницами, что привело фашистских цивилизаторов в шок и исступление. Их фройляйн обычно теряли девственность еще под школьной партой. Победить народ подобной нравственности по их представлениям было невозможно. Что последующие события и подтвердили.
А вот первый гаденыш советского телевидения прославился в конце 80-х грубым искажением высказывания простой советской женщины о том, что на нашем телевидении и в нашем кинематографе показывают любовь мужчины и женщины, а не секс, а не голые тела в поисках утех. Он обрезал ее тираду до четырех слов «У нас секса нет», ославив женщину и страну на весь мир. Вот совки, вот недоумки.
И это наивное искреннее высказывание отделяет нравственно и личностно высокую советскую цивилизацию 80-х от низкой, морально деградирующей западной, где высокородный британский принц посещает бордель из похищенных у безвестных родителей малолетних девочек, устроенный известным во всем мире миллиардером-сутенером, которого не раз пытались судить, но, естественно, безуспешно (а просмотр детского порно, как выяснилось, – серьезная статья расходов Белого Дома, что беспокоит американских налогоплательщиков). В сравнении со сластолюбивыми богачами-извергами, расселившимися по всему миру, и их многочисленной хорошо оплачиваемой челядью советский человек – это высший тип из всего, что нам известно в истории. Цивилизация, всецело ориентированная на внутренний духовный и культурный рост в пику цивилизации, зиждущейся на эгоистической морали, низших инстинктах и безграничном потреблении.
И все равно этому человеку чего-то не хватило в построенном коммунизме.
Скептик скажет: «Ну, вот, что и следовало доказать. Новый человек – это миф. Коммунизм – недостижимый идеал, сплошные фантазии, а реальный гомо сапиенс обречен на полуживотное существование – грызня за место под солнцем». Циник и вовсе увидит здесь доказательство происхождения от обезьяны. Он же не отдавал последний кусок хлеба соседскому ребенку в блокадном Ленинграде и не молчал о боевых товарищах под пытками в фашистском плену.
Полет и приземление
Дело, конечно, в другом. Нежданно-негаданно оформился конфликт гражданина и государства, советского человека и советского государства. «А мы что говорили!» - воскликнут интеллигенты-гуманисты. Но им, гуманистам, не стоит злорадствовать: «Личность и тоталитаризм! Эго и социо!». В послевоенном СССР возник конфликт совершенно нового толка. Высший Тип Человека (советский человек) против и Высшего Типа Государства (народное государство). Новизна конфликта заключалась вовсе не в том, что Человек жаждал самости, личной свободы от Государства, общества, социума, группы, как это бывает у гиен, шакалов и при капитализме. Не в том, что он противопоставляет себя обществу и требует свободу и права быть таким, каким хочет он, а не таким, каким хотят другие или считает Государство. Разумеется, были и такие, но их было меньшинство. Другие же, большинство других хотели вносить свой личный вклад в это государство, и не на 5,10, 20, как обычно получалось, а на все 100 своих скромных процентов. Размахнись рука, раззудись плечо! Они подавали сигналы власти, и остается большим вопросом – то ли власть их не хотела слушать, то ли не могла себе позволить услышать. Какие это сигналы? Например, всевозможные социальные явления в культурной сфере – стиляги, хиппи, диссиденты, рокеры, художники-авангардисты, самиздатовцы и многое другое. Они как будто бы были первыми облачками на чистом послевоенном небе, предупреждающими о том, что за ними идет гроза. Сложность понимания их истинной природы состояла в том, что все эти течения в той или иной степени копировали западные аналоги и воспринимались советской властью как издержки идеологической войны, от которых нужно избавиться, как извращения, с которыми следует бороться. Как происки врагов, давшие зловредные, но все же редкие плоды. Но почему же нормальные советские люди вдруг решались на такое «несоветское поведение»? Все списывалось на слабую нравственность, плохое воспитание и «вражеские голоса». Действительно, с моральной точки зрения многие из представителей подобных групп были прямыми антисоветчиками, кто-то просто оказывался под обаянием их оригинальности, а кто-то попал в неформат по глупости, из беспринципности или от скуки. С точки же зрения социальной психологии это было послание власти – люди не чувствуют себя счастливыми, удовлетворенными, им явно чего-то не хватает. Власть же, как и медицина, лечила симптомы, не выявляя «заболевания». Эх!
А ведь «заболевание» было новым, как и все в СССР. Выжив в мясорубке мировой и гражданской войн, построив в рекордные сроки супердержаву, победив в Великую Отечественную поистине Вселенское Зло и восстановив родную землю невероятно быстро, советский народ показал такую силу, такую мощь, такой преображающий дар, что последующие его шаги могли видеться не иначе, как шагами исполина, ведущего планету к подлинному процветанию и к вселенскому счастью. Послевоенное поколение знало больше своих отцов, было лучше их образовано и, кажется, особенно к этому подходило. Не удивительно, что и мирный атом первым покорился ему, и в Космос советский человек шагнул первым. Вселенная распахивала ему свои двери. Русское сознание оторвалось от Земли и какое-то время оставалось в невесомости. Далее - либо в неведомые выси к далеким звездам и «неземным целям», либо вульгарно наземь. Увы, увы, рожденный летать оказался вынужденным ползти, жить «нормальной жизнью», что в переводе с диссидентского на русский означало потребление, быт, праздность, маленькие услады и скромные утехи. Подвиги отменялись. Вместо них – бесконечность в стакане воды.
Но могло ли быть иначе? Что же государство, советская власть, партия, почему они не слышали эти звоночки? Чем были заняты?
Они, конечно, оплошали, но винить их за это несправедливо. Власть, как и прежде, была озабочена проблемой более серьезного, витального уровня – как, наряду с холодной войной, не допустить новой «горячей» войны, как не сгинуть в ядерном кошмаре. Опасность была реальной – вспомним, хотя бы, Карибский кризис. При этом, ей, власти, очень не хотелось, чтобы страна жила в постоянном страхе перед грозящей опасностью, поэтому старалась всячески ее преуменьшить. Да, есть где-то вдали злые империалисты, которые мечтают уничтожить советское государство, нещадно эксплуатируют собственные народы и народы развивающихся стран. Но народы с ними борются и обязательно победят своих угнетателей, а до тех пор сам советский народ надежно защищают доблестные вооруженные силы страны советов. Бояться нам нечего. Точка. Наивность.
А ведь, тем не менее, условия холодной войны вполне объективно требовали специальных мер не только во внешнеполитической области, которые можно было не афишировать. Они требовали и некоторых мобилизационных усилий внутри государства – немалый военный бюджет, серьезно напрягающий хоть и крупную, но все же достаточно замкнутую советскую экономику и тормозящий ее естественное развитие, поддержание межнационального единства разнородного многонационального населения Союза, существенная материальная помощь геополитическим союзникам и странам СЭВ. Отсюда сдержанный рост сферы потребления, технологическое отставание в ряде областей, политическая цензура в СМИ, худсоветы в кино, активность спецслужб в отношении инакомыслящих, борьба с буржуазными течениями в искусстве и культуре, ограничения личной инициативы разного типа, кадровая несменяемость на высших должностях (минимизация риска). Не удивительно. В нормальный день дети могут ходить на голове, обзываться, драться, жаловаться мамочке, но если на дом напали грабители, лучше беспрекословно слушаться папу, взявшегося за берданку. Целее будешь. А грабителей со всех сторон СССР было ой как много.
Как должно было поступить государство? Один вариант – сказать всю правду о грозящей опасности и необходимости подобной внутренней политики. Попросить еще подождать и потерпеть. Другой вариант – дать гражданам полную свободу самовыражения и самореализации, ближе подпустить к управлению государством, надеясь на чудеса самоорганизации. В первом случае только что переживший страшную войну народ мог погрузиться в панические настроения, во втором – «потерять берега» в поисках собственного пути. Оба варианта максимально повышали риск хаотизации государства, что в условиях холодной войны едва ли было здраво. Выбор у советской власти был небогатый. Точнее, его не было.
К тому же, кто мог предполагать, что хорошее образование и свободное время содержат в себе такой разрушительный потенциал? Оказывается, если человек не увлечен до самозабвения каким-то интересным делом, он начинает мыслить праздно. А кто праздно мыслит, тот саморазрушается и разрушает все вокруг. Установлено в СССР!
В первом приближении
Итак, если не цепляться к мелочам, то, в общем и целом, коммунизм в Советском Союзе к 70-80-м годам прошлого века был построен. Люди не голодали, имели крышу над головой, еду на столе, не боялись за будущее и за своих детей, у которых был богатый выбор возможностей для самореализации. Это были хорошо образованные и нравственно здоровые люди, даже несмотря на то, что многовато пили от широты чувств, громко матерились на улице по той же причине и все еще время от времени совершали не очень хорошие поступки. В сравнении же с народами других стран советские люди выглядели монахами-медалистами, тау-китянами, размножающимися почкованием. Следует добавить к этому, что практически каждый советский человек обладал высочайшей квалификацией - ведь практически на каждом рабочем месте стояли люди с минимум средним специальным образованием. Даже продавцу и парикмахеру требовалось отучиться не на трехмесячных курсах, а три года в училище или техникуме. Когда советские парикмахеры поедут на первые мировые чемпионаты, тут же станут получать дипломы и медали победителей. А мы думали, что они знают только «канадку» за 15 копеек. В 90-е и нулевые они откроют собственные салоны и станут надувать щеки от своей значимости.
Страна экспертов. Их руки всегда чешутся от недогруза.
Как все это богатство нужно было использовать наилучшим образом? И сейчас не ответишь. А это еще цветочки. Распустятся, отцветут и опадут. Но были и ягодки. В 1979 году в СССР было 4,5 млн. изобретателей и примерно столько же артистов, режиссеров, художников, сценаристов, поэтов и других представителей творческого цеха. Они желали внедрять, играть, ставить, выставляться, публиковаться, самовыражаться. Люди свободных профессий, когда хочу – работаю, когда не работаю - хочу. Вот это ягодки! Как, скажите, каждому большому и малому тщеславию дать то, что оно хочет? При капитализме механизм отработан – «в очередь, сукины дети!» 1% соискателей получит деньги на свой проект, низко кланяясь в ноги доброму барину-инвестору. В злом СССР 100% соискателей всегда или время от времени востребуются, но так как амбиции творцов и возможности государства почти никогда не совпадают полностью, то первые начинают считать себя обиженными, униженными, обделенными и недооцененными. И ягодки начинают бродить. И они, ягодки, не задаются простым вопросом, сколько за станками должны отстоять рабочие, сколько на полях отпахать крестьяне, сколько вырубить деревьев, сжечь топлива, засорить воды и воздуха, чтобы их личную идею реализовать. И, тем более, их не беспокоит, а нужен ли вообще кому-то результат их труда, принесет ли он пользу, сделает ли лучше, возвысит ли, разовьет ли, и рухнет ли мир без этого результата. Плевать они хотели на подобные рефлексии. Их гонор оказался сильнее благодарности великим отцам, создавшим им такие возможности самореализации. Известный советский фантаст Иван Ефремов еще в 1971 году предсказал такой итог:
«Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
А вы говорите, коммунизм!
Не напрасно Ленин требовал каждую кухарку обучить управлению государством, чтобы не тратила попусту мыла, не жгла свет и не лила воду. Осознанно, а не потому, что Ильич запретил. Без такого понимания – каждого члена коммунистического общества – на каждый роток никакого коммунизма не напасешься.
На этой грустной ноте автор заканчивает свою логическую линию, так как уверен, что первое издание коммунизма было обречено. Ни по экономическим причинам – средний рост экономики в 5,5% в год никак не свидетельствовал о кризисе. Ни по политическим – и ума, и благоразумия, и дальновидности у советской власти было предостаточно, чтобы не упустить внешнеполитической инициативы и не подпустить к рулю перестроечных ублюдков. Просто растерялись на перепутье. Ни по идеологическим – на референдуме 1991 года 90% советских людей проголосовали за сохранение страны и социализма. А брюзжали недовольно по дурости.
Коммунизм оказался в зоне жесточайшей турбулентности вследствие внутренних и внешних вибраций. Выдержать такие нагрузки его обшивка была не готова. Может быть, второе или, в крайнем случае, третье издание удастся сделать более прочным и менее вибрирующим? Если, конечно, хозяева мира его не укокошат до времени. (Однако как? Войной – но финансовые менеджеры не командуют армиями. Электронным концлагерем? – кишка тонка и кадры жидки. Всеобщим хаосом? – русские выживут, а англосаксы вряд ли. «Нет у них методов против Кости Сапрыкина». Не укокошат. Продолжат в том же духе, пока ни заиграются).
Новый коммунизм
Коммунизм важен как единственный возможный путь развития всего человечества. Но он возможен действительно только с гражданами, обладающими величайшей осознанностью, и государством (пока существует государство), полностью управляемым самими гражданами. Взаимодействие должно осуществляться на всю катушку с полным напряжением творческих и психических сил с восторгом и взахлеб, иначе не заработает. Если вы сели на велосипед, нужно крутить педали, если родились человеком, следует выполнять миссию Человека. Чтобы не позволять неким хозяевам низводить вас до уровня рабочего скота. Вот как об этом сказал уже цитировавшийся фантаст Иван Ефремов:
«Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя. Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики».
Можно долго фантазировать о том, каким может быть коммунизм и какова в нем роль человека. Сошлемся на писателя Яну Завадскую, которая просто и ясно сформулировала, что значит удовлетворение потребностей по-настоящему развитого человека.
«При коммунизме не просто будут удовлетворяться потребности - а будут удовлетворяться все потребности. Там будет не только неотчужденный труд, но и реальное участие каждого в управлении обществом, начиная с самых небольших ячеек - свой трудовой коллектив, жилищный комплекс, заканчивая всем социумом. Проблемы общества будут с самого начала восприниматься как личные.
Уже наша современная техника предоставляет великолепные возможности для такого участия каждого человека в управлении, наработано и множество социальных систем, обеспечивающих такое участие - от советов до референдумов, эти системы будут разрабатываться дальше. Сейчас беда в том, что любые демократические механизмы бессильны перед требованиями капитала и владельцев капитала, поэтому участие в них большинство воспринимает как бессмысленную трату времени. Однако при коммунизме экономикой будет распоряжаться не капитал, а все общество, демократически, поэтому и участие в управлении будет иметь смысл.
Итак, человек будет контролировать не только свой быт и удовлетворение потребностей (исходя из имеющихся средств) - он будет контролировать все общественное устройство, чувствовать себя в этом мире своим. Частью этого мира. Это будет давать смысл жизни - его поиск перестанет быть необходимым, смысл и так найден (и это будет смысл также и смерти - до достижения неограниченной продолжительности жизни). Это будет обеспечивать полную социализацию, ощущение безопасности, и давать такую самореализацию, которая невозможна при индивидуалистическом творчестве.
Согласитесь, советский коммунизм и современные технологии - вот практически и все необходимое для подобной жизни. Просто мы не знали этого и не были этого достойны, не ощущали, насколько близки к цели. Нужна была пауза и опыт капитализма для каждого думающего человека – охладить дурные головы. Нужен был этап консервации и осмысления самому коммунизму, выросшему не книжным идеалом, но эмпирическим, земным, грубым, а потому ошибающемся в чем-то или иногда. История дернула стоп-кран, и всем пришлось сойти в безвременье.
Когда мы будем готовы…
То была выдающаяся эпоха, эпоха великих экспериментов, великих ошибок и великих надежд. Она было плодотворной и плодородной почвой для будущего. Сегодня мы в ином измерении, где царят разорение и тлен, где человеческая жизнь и силы уходят в песок или, как изысканно выразился один из самых оригинальных художников рок-н-ролла Дэвид Боуи, «время стекает на пол спермой при мастурбации». Несомненно, кошмар рано или поздно закончится, как всегда заканчивается насильственная смерть, - адом для убийц. А наш паровоз тронется и опять помчит вперед, так как урок окончен. И жизнь снова возьмется пеньем птиц, краснотой русских зорь и веселой музыкой молодости, сулящей новые эксперименты и новые надежды. Там будет место и тем нашим идеям и замыслам, которые прервались ненадолго, но не могли исчезнуть вовсе. И коммунизм мы научимся ценить не как скатерть-самобранку, а как поле нашего творчества.
Я посмотрел на часы - одиннадцать ноль пять,
Завтра мы будем танцевать опять.
Майк Науменко «Мажорный рок-н-ролл»
ПРАВОСУДИЯ.НЕТ: http://pravosudija.net/article...
PS: ВАЖНО
Владимир Терещенко. Ответ читателю
Здравствуйте, Безымянный читатель!
Спасибо за Вашу точку зрения и подробные пояснения!
Сразу подчеркну, что не ставил целью выявлять все причины развала СССР, а лишь обратил внимание на ту, которую кажется, пока не обсуждали и, возможно, не видели. Важно и то, что я попытался увидеть коммунизм в СССР глазами его идеологов, глазами людей, живого социализма и живого коммунизма никогда не видевших, а только о них мечтавших. Это важно, потому что дает возможность принять в первом приближении, что коммунизм в СССР был построен. Все возможные признаки, которых, кстати, никто не знает, налицо.:) Их бы уж точно он впечатлил. Какие тогда основания считать, что его не построили? Что не доделали? Вы сами не написали. Сергей Маслов, которого я упоминаю в статье, опять мне ответил «не построили», а на вопрос, какой он должен был быть, ответил, что этого сам Маркс не знал. Тогда что не построили?
Миллионы советских коммунистов, людей добросовестных и честных, к сожалению, всю свою жизнь считали «коммунизм» красивым зарубежным словом от другого красивого, но несколько туманного слова «коммуна», что их всегда путало. Этимология – царица смысла. А смысл слова «коммуна» простой – община. Ко мне, со мной, вместе, comune – общими усилиями. Так вот именно общинный принцип построения государства и был установлен в СССР. Народное хозяйство, как натуральное хозяйство, как единый механизм, где отдельные предприятия, организации, учреждения работают не сами по себе и не сами на себя, а в «общих котел». И где средства из этого «котла» впоследствии распределяются не по принципу экономической эффективности, прибыльности или самоокупаемости, а по принципу важности для народа и государства. Все государство – община, коммуна. Жаль, что коммунистические идеологи такой «мелочи» в советском устройстве не заметили.
Это еще один аргумент в пользу главной идеи моей статьи.
А наличие государства, как и сказано в статье, было необходимо для противостояния окружению, которое у классиков коммунизма уже должно было исчезнуть. А не исчезло, увы.
Мое допущение позволило увидеть то, чего ни классики, ни современные аналитики не говорили – эволюционное развитие социализма-коммунизма и человека, вырастающего из прежней почвы, хоть и пересыпанной новой, более плодородной, не приводит к конечному результату, если страна в окружении врагов. В принципе не приводит. Она обречена быть разрушена. Это вовсе не значит, что капитализм на века, и коммунизму не бывать. Это значит, что необходим перезапуск – и социализма-коммунизма, и человека. Первому необходимо обрести кошачью гибкость, прочную научную базу (ни в коем случае не марксизма – я уже об этом писал) и все самые современные технологии управления. Второму надо понять, что собственное «я» следует навсегда выбросить на помойку или отправить на Марс ракетой Маска. Только «мы» - есть главный признак человека разумного. Только общее может быть целью каждого. И тогда этот каждый получит все, о чем и не мечтает сегодня. Наше нынешнее унижение – сильная прививка от капитализма, которой у нас прежде не было. Мордой в навоз потребительского изобилия.
Что касается номенклатуры, то тут Вы, похоже, перестроечных статей начитались. Конечно, по приведенным в статье причинам качество номенклатуры все время ухудшалось, она пополнялась карьеристами и просто непорядочными людьми, но до прихода к власти Горбачева их число не влияло на управляемость государства и на общий вектор развития – сугубо социалистический. И народное хозяйство планомерно развивалось. Вы не найдете в официальных документах намеков на конвергенцию с капитализмом. И уж совсем смешно называть номенклатуру отдельным классом или как у Вас «псевдоклассом». Тень на плетень. Никаких признаков отдельного класса в ней не было, а сама она лишь естественный управляющий элемент государства. Брежнев, Андропов и еще десяток высших руководителей СССР жили в доме на Кутузовском в квартирах 60-70 м. Расскажите об этих привилегиях знакомым единороссам. Отдыхали они на госдачах, а ездили на госмашинах. Ушел с поста – передал следующему
Ну и никаких соединительных линий между советской номенклатурой и гайдарами-чубайсами-путиными-медведевыми Вы не указали. То есть, утверждение совершенно голословное.
С уважением, Владимир Терещенко
http://pravosudija.net/article...
Другие статьи в литературном дневнике: