Николай Первый Благодари Бога, что ты русский!

Наталья Благушина: литературный дневник

....Император Николай I умер, не дожив до 59 лет. В исторической литературе о нем написано немало, однако нельзя не признать, что образ самого императора и многообразие русской жизни во времена его правления в немалой степени искажены подтасовками и идеологическими схемами. И сегодня очень бездумно повторяют, что Николай Павлович — «Жандарм Европы» и «Палкин», не подозревая, что в России его называли «Незабываемым».


25 июня 1796 года в семье цесаревича Павла Петровича и цесаревны Марии Федоровны родился девятый ребенок — третий сын, который впервые в Доме Романовых был наречен Николаем.


Императрица Екатерина была рада появлению маленького внука, она благословила его и сказала: «Экий богатырь». Сразу же после крещения Екатерина по своему обыкновению взяла ребенка под свое покровительство, лишив родителей возможности даже видеть его. Императрица определила штат служащих при Великом князе Николае.


6 ноября 1796 года в возрасте 67 лет Екатерина скончалась (она была долгожительницей среди российских монархов, кроме неё, шестидесятилетний рубеж преодолел только Александр II). Павел Петрович говорил, что старших детей «у него украли» — ни с Александром, ни с Константином душевной близости у него не было.


Младших же, в том числе Николая, он очень любил, в то время как мать была очень строга и скупа на нежность. Николай Павлович вспоминал, что в детстве «страшно боялся не угодить Матушке». Очень строг был и воспитатель М.И. Ламсдорф, генерал-лейтенант, смотревший на своих воспитанников, Николая и Михаила, как на новобранцев, а за непослушание и нерадивость наказывал розгами. Исходя из своего горького опыта, Николай Павлович обеспечил своим детям иные условия воспитания и образования. Так, наставником старшего сына был назначен В.А. Жуковский, один из образованнейших и благороднейших людей того времени.


Николай Павлович с юности имел твердый характер — Ламсдорф признавал, что его воспитанник делает то, что считает нужным, никакие меры принуждения не помогали».


С детских лет Николай Павлович владел английским, французским и немецким языками, изучал древние языки, польский и итальянский. Очень рано в нем проявилась тяга к военным занятиям. Он проявлял большой интерес к истории, читал и знал труды историков, а многие разделы истории М.Н. Карамзина знал наизусть. Николай Павлович изучал политическую экономию, статистику, историю права, всеобщую историю, математику, механику, физику, занимался танцами, рисованием, фехтованием, верховой ездой. Больше всего его привлекала математика, артиллерия, инженерная наука и тактика.



С юных лет Николай Павлович приобщился к православию, очень любил и наизусть знал все церковные службы, молитва трогала его до глубины души. Он любил церковное пение и часто сам пел с певчими.



Его детство закончилось, когда в 1812 году Наполеон с огромной армией тогдашнего евросоюза напал на Россию. Он умолял императора Александра Павловича взять его на войну, но мать не позволила. Только в начале 1814 года ему и брату Михаилу было позволено отправиться в действующую армию, довершавшую в Западной Европе военную кампанию против Наполеона. В Берлине он встретил дочь Прусского короля, которая стала его первой и последней любовью.


Брак Николая Павловича с Александрой Федоровной был счастливым и, можно сказать, образцовым, — история Дома Романовых времен империи оставила еще лишь два подобных примера семейных отношений — это брак Александра III и Николая II.



Мировоззрение Николая Павловича уже в двадцать лет было вполне определенным. Как человек веры и долга, он был убежден, что судьбы стран и народов вершатся не желаниями и настроениями людей, а Промыслом Божьим. Он считал: то, что приемлемо для одной страны, может совсем не подходить другим странам и народам, надо перенимать научные достижения и разработки, однако не следует заимствовать все без оглядки. «Благодари Бога, что ты русский, а обезьянничать никуда не годится», — эти слова от него слышали многие.


Николай Павлович полагал, что чем обширнее пространство государства, тем сложнее задачи, стоящие перед правителем, тем выше уровень предъявляемых к нему нравственных требований. Сам он старался «не говорить пустых фраз», «действовать по глубоко продуманному плану» и «никогда не отступать от принятого пути».



К началу своего царствования в конце 1825 года 29-летний Николай Павлович был физически крепким человеком, статным, с отменной выправкой. В качестве «тренажера» он использовал тяжелое ружье, с которым каждое утро делал упражнения. Он даже попытался приучить к этому и свою жену, но безуспешно. Был прекрасным кавалеристом и мог по 8 часов находиться в седле. Николай Павлович не курил и не переносил курения в своем присутствии. Даже на официальных приемах не пил вина, а в зарубежных поездках на приемах просил вместо вина стакан воды. Не был игроком, не любил даже охоты.



У Николая Павловича был четкий распорядок дня. Он рано вставал и перед началом рабочего дня в одиночестве гулял по набережной Невы. В 9 часов он начинал принимать доклады. Его дочь Ольга писала, что отец любил спартанский образ жизни, спал на походной кровати на тюфяке из соломы, не знал ни халатов, ни ночных туфель, любил укрываться шинелью. Ел только один раз в день по-настоящему, запивая еду водой. Гастрономической слабостью Николая Павловича были соленые огурцы — каждое утро ему приносили пять штук.


Император Николай I, который никогда не числился наследником престола, но оказался единственным, кто мог наследовать императору Александру I, получил тяжелое наследство. В первый день своего царствования ему пришлось руководить подавлением мятежа декабристов, лично допрашивать заговорщиков, карать их и миловать. Волей императора 101 человек был освобожден от суда и наказания. 700 нижних чинов как жертвы чужих замыслов были освобождены от судебного преследования. По-человечески ему было жаль многих, он сопереживал их близким. Мало кому известно, что жене Рылеева, оказавшейся в тяжелом материальном положении, Николай Павлович пересылал 2000 рублей, младшему брату Пестеля назначил пожизненную пенсию в 3000 рублей и определил его в Кавалергардский полк. Легенды позднейшего времени о жестоких пытках, «палочном строе» не имеют под собой никаких документальных подтверждений. Вдумайтесь, он до конца жизни помогал семьям тех, кто старался его убить. А каднил только тех, кто отказался раскаяться. Хотя по закону должны были быть повешены все участники попытки переворота и свержения Императора.


Вынесенный урок получил отражение в специальном пункте завещания, в котором Николай Павлович наказывал цесаревичу, будущему царю: «Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас же на коня и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде возможно, без пролития крови. Но в случае упорства мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасешь Россию».



Исторические заслуги императора Николая I велики и разнообразны. Его волей и трудами было упорядочено государственное законодательство, введено техническое и военное образование, проложены первые железные дороги. Появились законы о пенсиях, об охране окружающей среды, был принят самый совершенный для того времени акционерный устав, открылся в Киеве университет Святого Владимира, в Петербурге — Технологический институт, в Москве — Межевой институт — центр подготовки геодезистов и картографов. Многое было сделано для правового упорядочения аграрного строя, что подготовило основу для отмены крепостного права.



Будучи православным, Николай Павлович ненавидел все формы революционности, видя в них не просто разрушение традиционного мироустроения, а богоотступничество. Он любил Россию сыновней любовью. В своем письме сыну цесаревичу Александру Николаевичу в 1837 году Николай Павлович писал: «Я стараюсь в тебе найти залог будущего счастья нашей любимой матушки-России, той, для которой дышу, которой вас всех посвятил еще до вашего рождения, за которую ты также отвечать будешь Богу!»


При Николае I приходит осознание, что Россия не просто великая мировая держава, но и то, что она уникальна и неповторима, она обитель православия. Складывается русское национальное самосознание, развивается самобытная русская культура. Одно только перечисление религиозных и художественных имен-явлений говорит о грандиозном масштабе культурного фона Николаевской эпохи: Серафим Саровский, митрополит Московский Филарет, оптинский старец Амвросий, С.Т. Аксаков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.С, Пушкин, Ф.И Тютчев, А.С. Хомяков, Н.М. Языков, А.А. Алябьев, А.П. и К.П. Брюлловы, А.Е. Варламов, А.Г. Венецианов, М.И. Глинка, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин…


Весть о кончине императора Николая 18 февраля 1855 года прозвучала как гром среди ясного неба. Поэт Ф.И. Тютчев написал: «Как будто нам объявили, что умер Бог».



Юрий Кот https://dzen.ru/a/Y8BDePP_sgzrFRCn



Другие статьи в литературном дневнике: