Предистория крещения Руси.

Наталья Благушина: литературный дневник

Историк Митрополит Макарий (Булгаков) начинает свой труд следующими словами: “Историю Православной Церкви в нашем Отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времён равноапостольного Просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд Первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне”1. Далее он рассуждает о предыстории христианства на Руси: “Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России ещё прежде Великого князя Владимира, с самого основания Русского Царства”. Высокопреосвященный автор убедительно обосновывает правомочность изучения предыстории христианства на Руси в рамках истории Русской Церкви: “Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем Отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном Просветителе России? Говорить о них в самом составе своём история Русской Церкви без сомнения не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с её началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви”. Далее он продолжает: “…христианство, бывшее в России до Великого князя Владимира, действительно и предварило Русскую Церковь, а вместе несомненно послужило приготовлением и как бы введением к окончательному основанию её в народе русском”2. Поэтому говорить о христианстве на Руси следует начиная с апостольских времен.


Евангелие от Матфея завершается словами Христа Спасителя: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф;28:19–20). Повинуясь Божественному Слову, святые Апостолы шли и проповедовали Христово учение по всему миру. Это апостольское служение, посланничество в мир, святая Православная Церковь продолжает и поныне. Целью апостольской проповеди, по слову книги Деяний, был призыв к обращению людей к Богу, стремление вызвать у слушателей чувство покаяния и духовного очищения: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян;2:38).


Прилагая богослужебные особенности чина Крещения к процессу церковно-исторического развития Руси, можно сказать, что начало оглашения нашей страны было связано с деятельностью святых Апостолов, и его начало относится к I веку. Во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел проповедовал, проходя через Иллирию и Македонию. Позднее эти области были заселены славянскими племенами, хотя уже и в апостольские времена там были поселения славян. Апостол Павел доходил также до моравских пределов и учил там. Таким образом, его миссионерская проповедь коснулась некоторой части юго-западного славянского миpa. А поскольку от славян произошёл русский народ, то в таком случае апостол Павел является учителем и для Руси. Более того, после себя он поставил славянам епископа Андроника. Из жития святого Андроника, Апостола от 70-ти, известно, что он был рукоположен апостолом Павлом во епископа Паннонии – области, лежавшей к северу от Иллирика и Македонии. Там также было уже немало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Это убеждение нашло отражение в русской летописи, в которой читаем: “Тем же словеньску языку учитель есть Анъдроник Апостол. В Моравы бо ходил и апостол Павел учил ту; ту бо есть Илюрик, его же доходил апостол Павел; ту бо бяша словене первое. Тем же словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь: тем же и нам Руси учитель есть Павел, понеже учил есть язык словенеск, и поставил есть епископа и намесника по себе Андроника словеньску языку”3. Таким образом, славяне сопричастны апостольской проповеди. Говоря об архиерейской хиротонии святителя Мефодия (†885; пам. 6 апр.), просветителя славян, “Повесть временных лет” называет его “настольником” апостолу Андронику, поставленным “на столе святого Онъдроника Апостола”4.


Но о непосредственной апостольской проповеди на Руси в её будущих пределах можно говорить в связи с деятельностью святого Андрея Первозванного (I в.; пам. 30 нояб.), которому выпал жребий проповедовать в Скифии. Он был родом из Вифсаиды Галилейской, приходился братом Первоверховному апостолу Петру, занимался с ним ловлей рыбы в Галилейском море. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем, что апостол Андрей до своего призвания Христом был учеником Иоанна Предтечи (Ин;1:40). Его имя названо четвёртым в лике святых Апостолов (Деян;1:13).


В различных древних списках-перечнях святых Апостолов, где говорится о местах их проповеди и о кончине, обязательно отмечается, что апостол Андрей проповедовал в Скифии5. Со времени же античного географа Геродота (V век до Р. Х.) Скифией назывались северочерноморские пределы от Истра, или Дуная, до Танаиса, то есть до реки Дон. Скифские земли, по известиям древних историков, лежали на север от Понта Евксинского (Чёрного моря), то есть там, где впоследствии возникло государство древних славян – Киевская Русь6.


Самые древние свидетельства о проповеди апостола Андрея на нашей земле восходят к первым векам христианства. Епископ Портуенский Ипполит († ок. 222) говорит: “Андрей, после того как проповедовал скифам и фракийцам, потерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где и погребён”7. Об этом же говорит известный христианский мыслитель Ориген, чьи слова дошли до нас в труде историка епископа Кесарии Палестинской Евсевия (Памфила; †340): “Святые ; Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия…”8. Указанные исторические свидетельства, относящиеся к III веку, на самом деле ещё древнее и восходят ко времени мужей апостольских. О проповедническом служении апостола Андрея и о его почитании говорят святители Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.)9, Иоанн Златоуст (†407)10, Епифаний Кипрский (†403), блаженный Иероним (†420) и др.


Более подробно о маршруте апостола Андрея с целью христианского благовествования сообщает Тирский епископ Дорофей (307–322): “Андрей, брат апостола Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и скифов ; проповедуя Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста ; где находится крепость Аспар и река Фазис, у которой обитают внутренние эфиопы; погребён в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом”11.


Византийский писатель Никита Пафлагон (†873) пишет в похвальном слове Первоверховному апостолу: “Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошёл иверов, савроматов, тавров и скифов и протёк все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому”12, то есть Чёрному морю. Можно предполагать, таким образом, что апостол Андрей прошёл всё северное Причерноморье. Анализ свидетельств о проповеди апостола Андрея в Греции, на Черноморском побережье Малой Азии и Кавказа, в землях Северного Причерноморья и Приазовья, известных по различным памятникам, показывает, что древнейшие их редакции могут быть датированы II веком, что, естественно, позволяет предполагать высокую степень их исторической достоверности.


Исполняя завет Христа Спасителя, Апостолы проповедовали Евангелие по городам и странам. Книга Деяний святых Апостолов донесла до нас особенности их проповеди. После гибели первомученика архидиакона Стефана Апостолы пошли по городам, никому не проповедуя слово, кроме иудеев (Деян;11:19). И в последующее время Апостолы, приходя на новое место, начинали свою проповедь с синагог (Деян;13:14;;14:1;;17:1,10;;18:19;;19:8). Учитывая же, что по маршруту апостола Андрея “среди греческих колоний на Крымском побережье и на берегу Азовского моря существовали многочисленные еврейские поселения”13, можно предположить, что его проповедь также могла начинаться с синагог.


В VIII-IХ веках в Византии создаются историко-агиографические сочинения, обобщающие материалы “андреевской” традиции. В IX веке иерусалимский монах Епифаний14 повторив маршрут апостола Андрея, обошёл Причерноморье, собирая местные предания о проповеди Первозванного апостола, увидел кресты и иконы, связанные с его деятельностью и его почитанием и составил затем его Житиё15. По свидетельству монаха Епифания, апостол Андрей совершил три путешествия. Во время первых двух Апостол обошёл западное побережье Малой Азии и южное побережье Чёрного моря, дойдя до пределов Иверии, а затем дошёл до Крыма. В третьем миссионерском путешествии спутником Первозванного апостола был апостол Симон Кананит16. В абхазских пределах в нынешнем Новом Афоне известна пещера, где был погребён апостол Симон (I в.; пам. 10 мая)17. Можно также говорить и о том, что проповедь апостола Андрея была небесплодной. 20 января Церковь празднует память мучеников-скифов Инны, Пинны и Риммы (II в.), которые были учениками апостола Андрея и пострадали за веру Христову. Архиепископ Филарет Черниговский пишет о них: «Вот первые мученики из славян! В Василиевом Менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее: “Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили…”»18.


Текст объёмный, поэтому продолжение здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veretennikov/predystorija-hristianstva-na-rusi/




Другие статьи в литературном дневнике: