Не желай ни раба его, ни рабыни его

Виктор Еделькин: литературный дневник

"Не желай — , ни раба его, ни рабыни его ": разве рабы — имущество?
Едель Кастро Рус 7 лет назад


Сколько себя помню, с того времени, когда впервые прочитал Декалог, всегда глаз и сознание спотыкались на словах в Десятой заповеди:


"Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его — ничего, что у ближнего твоего."


Не один десяток раз, бывая в сети в поисках прикладной информации и попадая на религиозную тематику, всегда просматривал трактовку, толкование, расшифровку Десятой заповеди и нигде не нашёл ответа на вопрос: почему раб и рабыня причислены к собственности ближнего? Всюду – акцент на запрет совращения, присвоения или отчуждения чужого имущества.


Присутствие в перечислении этой Заповеди раба и рабыни, причём с гендерным уточнением, предполагает даже не социальное или классовое разделение людей: получается, раб в пору создания Заповедей является вещью, поскольку истинные люди равны меж собой. Трактовать их как прислугу, то есть наёмную рабочую силу, нельзя: заплачу больше, и будут прислуживать мне без всякого нарушения Заповеди мной.


Особняком в этом списке стоит жена ближнего, и запрет желать чужую жену временно, не отуждая навсегда в собственность, был бы состоятельным, если бы не было Седьмой Заповеди: "Не прелюбодействуй". Значит, речь идёт именно о запрете отчуждения жены.


Следовательно, при равенстве всех людей перед Богом некоторые из них были самыми равными, а остальные были собственностью, предметом торга, но не воровства?



17 ответов:



Карам­97
7 лет назад


Уважаемый Едель Кастро Рус, вы подымаете достаточно интересную тему. Тем более, что я, читая Библию, оставлял эту тему без внимания.


У вас интересные рассуждения, но анализируя факты и делая выводы вы упускаете важный момент. Ветхий Завет, это книга обращенная прежде всего к Израилю, евреям, если хотите. Так как Бог, о Котором пишет Библия, Бог евреев. И заповеди обращены именно к этому народу. Он избранный, "истинные люди" вашими словами. А рабы у этого народа были преймущественно из язычников. К рабам же из своего народа было особое отношение. Закон обязывал по истечению некоторого времени (если не ошибаюсь после 7 лет) отпустить. Да, вы правы, Израиль привелегированный народ, этот народ во времена Ветхого Завета перед лицом Бога был "самым равным". Им было позволено многое, как и обещанно Богом — многое.


Мне не совсем понятно, что интересует вас больше вопрос превосходства одних людей над другими или способ перехода рабов из одних рук в другие.


Кажись на первую часть вопроса ответил. Добавлю только, что и спустя тысячи лет, в средние века (даже на территории нынешней России) крепостными распоряжались как имуществом.


А по второй части... заповедь — не желай акценттрована больше не на времени, а на том, чтобы человек не шел на поводу собственных страстей и похотей, иследовал себя и хранил свое сердце в простоте и чистоте от греха.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим



wasil­ews
7 лет назад


Помню развал СССР и выход христиан- неофитов из "катакомб". Разместив своё культовое пристанище в одном из кинотеатров они поставили и огромный биллборд рядом с 10ю заповедями, где в 10й действительно красовались слово " рабы". Но спустя нескольких лет слово "исчезло", его заменили. Божье слово без разрешения "самого-самого" убрали. Посчитали что он неправ, и на старости, как и Ленин начал давать "сбои". А может и нет, сам себя исправил- но через кого передал исправление, Моисея то уже нет? Или люди занятые божьим промыслом это сами заменили, без высшего разрешения? Наверное ради спасения своего бизнеса.


А почему? Люди в своём развитии шагнули на новую ступень и от их мнения начинает все больше зависеть "судьба" канонов правильной религии.



летуч­ий голла­ндец
6 лет назад


Захотелось ответить на этот вопрос, хотя бонусы выданы давно.


Все, что перечислено в 10-й заповеди можно одним словом -таки назвать - не желай имущества ближнего своего. И конечно, эта заповедь отличается от "не прелюбодействуй", потому что в этом контексте имеется ввиду желание жены как работницы или искусной мастерицы и взятие ее в рабство, либо в плен. На самом деле трудно сейчас сказать, кто были такие пленные - имущество или именно подневольные люди, чей труд ты присваивал себе, а их за это кормил. Не думаю, что их относили к той же категории, что и бочки с оливковым маслом. Видите ж, там и другие животные перечислены -живые. А почему не сказано чохом: Не желай любого имущества и точка?


Мое мнение, что именно потому, что у разных племен в том числе и семитских на тот момент к рабам было разное отношение. Вот, например, у Рахиль не рождались дети и она взяла рабыню, чтоб та понесла от мужа и потом родила у нее на коленях, чтоб дети считались ее. Если дети от рабыни не считались имуществом, то вряд ли и сами рабыни считались им. Да, их продавали, им приказывали, их наказывали, но отношение было не такое как неживому имуществу.


Опять же вернусь к жене ближнего в 10-й заповеди. Помните, водяной Марью искусницу утянул на дно? Без единой сексуальной мысли. Так и в этой заповеди. Если жена искусница была -ткала ковры, или еще что могла, то уже взять ее в плен и держать как материцу-этого и не велит 10-я заповедь.


А слова раб, рабыня обозначают статус этих людей, а не то, что они имущество. Скорее обозначен статус их бесправия. Но рабы тоже могут быть уворованы в плен или отобраны как гончары, мечники, кузнецы, ткачихи, поварихи и т.д. Вот в этом смысле их не надо желать. А дом-это место, очаг, нечто дорогое. Тоже не совсем имущество, а немного более того.


В общем, с позиции растленного Древнего Рима или отмороженного фашизма 20 века я б не стал эту заповедь рассматривать. Она написана архаичными людьми и смысл в ней архаичный, для нас немного уже утерянный.



Koria­ndr 17
7 лет назад


Отвечая на этот вопрос, скажу - выходит так, потому что со времен начала имения собственности люди тоже таковой становились в силу разных причин, да и сейчас имеет место быть - только завуалировано-задрапировано и всем кажется, что стоит начать говорить - и все будет услышано и понято. Со временем, читая историю ХХI века в России - уверена, с столь дальнего расстояния будет видно гораздо больше, ну и все понятно кто есть кто - а перед Господом мы действительно все равны, это утешает. Скудоумие порождает рабов - на эту тему можно говорить долго и много - есть хорошая поговорка у американцев - Если ты такой умный, то почему такой бедный?



Едель Кастро Рус
Как Вам объяснить своё непонимание...


"люди тоже таковой становились в силу разных причин", это правда, но почему в Декалоге это не осуждается, а констатируется как закон, правило? То есть если найдёшь способ превращения ближнего - в раба, то и заповеди не нарушишь? — 7 лет назад



Koriandr 17
Ну Вы понимаете как нормальный человек, к сожалению, мировосприятие многих ограничено, согласитесь - кто-то чувствует, что унижать нельзя, для кого-то это - жизненный закон. Помните? - Две вещи невозможно объяснить - Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. — 7 лет назад



Едель Кастро Рус
Ну, Кант это писал лет двести назад, когда догмы христианства уже считались незыблемыми.
То есть он тогда неявно противопоставлял, условно говоря, индивидуальную совесть человека нравственного - навязываемым религиозным догмам (чаще всего - необходимым догмам, но, как видим, не всегда праведным).


Но ведь догмы писались для масс, которым просто некогда было вникать в абстрактную (до поры до времени) мораль и читать того же Канта. И вот эта аморальная лазейка "не желай рабыни ближнего своего" по умолчанию закрепляла возможность н а л и ч и я такого раба.


Спасибо. Было очень интересно. — 7 лет назад



4
shuri­k-ne-komso­molet­s
7 лет назад


А что вас удивляет? Во времена написания Ветхого Завета рабство было обычным делом. Раб это собственность гражданина. Древний Египет, Греция, Рим. Сначала иудаизм, потом христианство. Иудаизм, по сути, не рассматривал не иудеев как людей. Соответственно и равенство перед Богом было условное, и строго регламентировалось генетическими связями с коленами израилевыми.


Что касается прелюбодеяния и седьмой заповеди. Изменять то в принципе можно не только с чьей - то женой, можно например, с чьей-то вдовой ну или с блудницей какой-нибудь. Мало ли существовало жриц любви на разных этапах существования человечества. И далеко не все были бесплодные, но общество требовало блюсти чистоту крови. Родятся какие-нибудь бастарды, а родные дети погибнут, опять же неопределенные традиции наследования права собственности.


Говоря проще, заповеди формировались не на основе рамок современной этики, это современная этика подвела под заповеди некий высокодуховный базис. Тогда это был обычный прагматизм. Начало деления общества на либералов и консерваторов. Собственно за что иудеи распяли Христа? За излишний либерализм. Он перенес в категорию детей божиих, а следовательно и равных, не только иудеев .
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
3
ZoRRo­O
7 лет назад


Заповедь говорит - не завидуй, и перечисляется все, чему можно было позавидовать в те времена. По поводу жены ближнего - не завидуй, что у твоего ближнего крутая телка с золотыми ожерельями и красивыми формами. Есть разница между прелюбодейством и завистью. И вообще не завидуй его состоянию, успеху, положению и так далее. Про рабов - да, это была такая норма тогда. В Ветхом Завете не раз говорится о рабах. Такое общество было - рабовладельческое. Слава Богу, что пришел Христос и все постепенно изменилось.


Смысл заповеди - не желай чужого, не завидуй другому. Жена не собственность была, но была очень зависима от мужа. Не говорится о жене, как о чужой собственности. Хотя и сегодня, сохраняются такие взгляды мужей о своих женах.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
3
УРАЛО­ЧКА74
7 лет назад


Рабовладельческий строй давно отменен, но когда он существовал, рабы считались собственностью.


Потому что их, также как и ослов, покупали на рынке (базаре)


Рабы- это товар, за который рабовладелец отдавал свои деньги.


Вы правильно рассуждаете, автор, что тогда было разделение на равных и на людей, которые являлись собственностью.


Знаете, я бы на Вашем месте сильно так не погружалась своими мыслями в то, что когда-то было.


Надо жить сегодняшним днем, думая о будущем.


Если бы Библия переписывалась также, как наша Конституция, вводились бы изменения и дополнения, то страшно подумать что бы сейчас было на Земле и какое бы мировоззрение было бы у людей.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
3
Молни­к
7 лет назад


Моё видение данной ситуации таково, что все "писания" и законы тех времён, когда создавался "Декалог", были ориентированы на существующие порядки и строение сообществ. Других условий авторы подобных опусов не могли предположить. Поскольку все законы, религия во времена рабовладения были направлены на сохранение существующих порядков и собственности, а рабы были тоже собственностью. Многое из тех заповедей перешло в современные религии с определённой трансформацией под современное общество, но влияние на умы и поведение людей продолжается в большей или меньшей степени.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
2
Таня Христ­ова
7 лет назад


Ваш вопрос непростой, но Ваша беда состоит прежде всего в том, что Вы пытаетесь постичь Божие умом, а нам заповедано это делать сердцем :). Хотя если зададите такой вопрос духовно опытному человеку, получите умный и даже мудрый ответ. Вот послушайте, что говорит святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей замечательной книге "Наука и религия" в главе об учении о борьбе со злом:


**


И далее в этой книге можно найти многие ответы на многие вопросы, которые наш лукавый человеческий ум нашептывает нам каждый раз, когда мы делаем попытку приблизиться хоть на шаг к Богу и к пониманию Его заповедей. Если раб - это имущество, то почему в книге св. пророка Исаии Спаситель назван рабом своего Отца, а св. апостол Павел говорит о Нем, что Он принял образ раба? Христиане тоже называют себя рабами Божиими и сам Иисус Христос сам Себя так называл. Означает ли это, что мы собственность и имущество Господа? И если это так, то почему он дал Своему имуществу свободную волю и возможность обожения, тоесть спасаться по усыновлению? Имущество ли мы или гордость нам мешает быть Его рабами, тоесть работниками Божиими? Что есть я - червь или же пустое место в пространстве, если вдруг решит Господь отнять у меня дыхание, которое даровал мне при рождении? Что я буду после этого? Останется одна душа, которая или будет вечно радоваться, или будет вечно страдать, если грешила и не выполняла заповеди Божии, но никак не сможет вечно рассуждать над этими самыми заповедями, чтобы понять в конце концов, стоит ли их соблюдать, или нет, если в них что-то не так :).
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
2
zinul­ia69
7 лет назад


в древнем Риме рабы обычно выполняли ужасно тяжёлую работу ,и многие сбегали,по дороге одни погибали другие слышали о Боге евреев и приходили и желали сами становится рабами,только не возвращатся назад или умоляя не вернуть их обратно с омулетом на шее на котором было написано беглый раб.Если еврей брал такого раба в дом у него было много условий прежде чем он будет служить ему.Его желание раба отмечалось проколом уха.И тогда он становился под охрану хозяина,вот в каком смысле другие после этого не могли желать такого раба.И если читать внимательно библию то там часто рабы имеют успех у хозяина,доверие и вознагрождения.Вспомните например притчу о талантах.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
2
Людми­ла 26
7 лет назад


Ну скорее всего в те времена у людей были рабы которые прислуживали.


Вот и Заповедь гласит так и никаких тут вопросов лично у меня не возникает.


Рабов действительно покупали продавали и они считались частной собственностью своего хозяина.


И Заповедь гласит не завладей чужим рабом или рабыней или любым имуществом.


Тоисть не укради это у другого человека,а если купишь это уже не грех.


Некоторые люди считались ниже обычных людей и их приравнивали просто к имуществу так как например скот что в сарае.


Мы только на Земле бедные или богатые а перед Богом мы одинаковы и каждый ответит по заслугам.
в избранное ссылка отблагодарить
Едель Кастро Рус
Ну что это значит "Некоторые люди считались ниже обычных людей."? Значит, не все равны? А если не равны, значит - нелюди? — 7 лет назад
комментировать
2
Душ
7 лет назад


По Ветхому завету - да. Это грех и сатана довели до того, что люди стали властвовать друг над другом. Это не помоему мнению, а по трактованию Библии. А по Новому Завету по другому...


Здесь суть одна - чтобы незавидовать и не желать того, что тебе не принадлжежит.


На тот момент была такая система - иметь рабов. Вот поэтому заповедь и звучит так - не желай чужого - жены, рабыни... А если бы напрмиер, писалась сейчас библия, то это бы писалось примерно вот так - не желай планшета, который пренадлежит другому человеку и т.д.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
2
Новое мыло
7 лет назад


Как по мне, так здесь все просто. Дело в том, что в те давние времена, когда писалась библия, и все подобные ей книги, был другой строй в обществе. Таких понятий как "уголовный кодекс еще не было". В те времена такие вещи были нормой. Однако человечество развивается не только технически, но и социально. И теперь, читаю книжку тысячелетней давности, возникают подобные вопросы.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
1
listo­k
7 лет назад


Вот нашла!Может этот отрывок вам объяснит, что к чему.


Привожу отрывок из лекции А.И.Осипова искажение христианства:


Действительно, насколько христианство может оправдать подобного рода идеи? Друзья мои, первое, на что мы должны обратить внимание, ни в Евангелии, во всем Новом Завете, мы нигде не найдем, к величайшему удивлению, ни слова, ни мысли осуждающего тот строй, рабовладельческий строй, в эпоху которого возникло христианство. Но не только не находим осуждение, находим большее и с этой точки зрения, которую я только что представил, худшее, ужасное. «Рабы – повинуйтесь своим господам. Нет власти, которая не от Бога, поэтому каждый, противящийся власти, Богу противится. Рабы, слушайтесь господ! Не за страх, а за совесть», т.е. нет не только какого-нибудь призыва к социальным переворотам, нет даже осуждения той социальной несправедливости, которая была вопиющим фактом того времени. Ну, вы сами понимаете, что такое рабовладельческий строй, и кто такой раб. Подчас раб рассматривался как вещь, даже ниже этого. Гибель обычного раба – это ничто. А гибель какой-нибудь вещи, о! За это могли казнить много рабов!


https://azbyka.ru/iskazheniya-xristianstva]1


комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
1
Кирил­76
7 лет назад


По моему мнению, такое уточнение сказано, для того чтобы подчеркнуть, что раб и рабыня как раз и не являются имуществом! Если бы их не было указано, учитывая то время можно было предположить как раз противоположное, что чужого раба можно возжелать. Не стоит забывать, что техника описания в то время страдала, и что для толкования таких заповедей нужно использовать моральное сознание. Мы ведь все понимаем, в глубине души, что хотели сказать нам в этой заповеди. Не стоит извращать толкования, применяя лишь лингвистический метод. Конечно раб и рабыня не имущество перед Богом
в избранное ссылка отблагодарить
Едель Кастро Рус
Пожалуй, повторю один из своих комментов из этого поста.


10-я заповедь - единственная, в которой перечисляются ч у ж а я жена,
ч у ж и е предметы быта.


Если с женой более-менее понятно: не пользуйся временно, из-за похоти, то почему в перечислении вместо раба-рабыни не указать, наряду с домом, ослом и волом - какую-нибудь телегу, плуг, участок земли наконец?


Спроста ли такие подробности? Какое здесь можно "использовать моральное сознание"? — 7 лет назад
комментировать
1
Нарги­за95
7 лет назад


У нас в исламе тоже много отводится такому понятию как рабство.так же были рабы в собственности их покупали и продавали.но!каждый раб мог сам заработать и выкупить себя.а чуть ли ни самым большим грехом являлось плохое отношении или побои своего раба.мы верим что Библия и Тора священные писания от Бога но последним является Коран.автор почитайте Коран может там вы найдете многие ответы на свои вопросы
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
1
Сеньй­ор Сан4е­з
7 лет назад


Ну конечно рабы имущество, ище и какое! В старые времена их можно было продать, купить и обменять на что угодно, товар был ходовой:) Это сейчас понапридумывают так называемые гуманность и всё...Хотя сейчас тоже большинство рабы, только информационные.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.05.2017. Не желай ни раба его, ни рабыни его