Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка. Роман Ремарка - о любви, как и все, в общем-то, романы. О том, что скрывается за словом, которое многие привыкли употреблять «совсем не думая», обращаясь с ним, «как с пустым сосудом». Ближе ли эта тайна хирургу, чей скальпель исследует самое средоточие жизни и смерти? Возможно. Триумфальная арка не раз упоминается в романе. Этот символ многозначен, помимо буквального значения, арка – это достаточно прозрачная фрейдистская аналогия. Неслучайно главный герой романа имеет дело прежде всего с женскими проблемами и с женщинами. Но символ следует понимать и гораздо шире: женщина, любовь – это врата, ведущие в другое измерение духовной жизни. Беженец из фашистской Германии, доктор Равик, нелегально практикующий в Париже, благодаря любви переживает второе рождение после, казалось бы, окончательного духовного омертвения, следствия травмы, пережитой им в застенках гестапо (замечу, действие романа разворачивается накануне Второй мировой войны). - Ты вернула мне жизнь, Жоан, - сказал он, глядя в ее неподвижные глаза. - Ты вернула мне жизнь. Я был мертв, как камень. Ты пришла - и я снова ожил,- эти слова герой романа обращает к умирающей возлюбленной.- В тебе был весь свет, вся сладость и вся горечь жизни. Ты мне вернула меня, ты открыла мне не только себя, но и меня самого». Образный строй романа наводит на мысли о том, что их автор вполне мог бы писать стихи. Неожиданные, яркие, тонкие метафоры, которые сделали бы честь любому поэту. Что еще обратило на себя мое внимание: оказывается, мысль Габриэля Гарсии Маркеса (изложенная им в предсмертном письме) о том, что люди стареют, когда теряют состояние влюбленности, прозвучала уже в этом романе Ремарка. Впрочем, нечему удивляться: истин не так много, и они открываются тем, кто живет. В общем, я могу смело рекомендовать это произведение (если кто еще не читал) романтикам и тем, кто предпочитает добротные вещи, написанные в старой манере, в которых еще имеется ясный сюжет, автор не обнажает механизмов собственного воображения перед читателем и не оставляет его в сомнениях, каков все же был финал произведения. © Copyright: Водяная Дева 3, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|