***

Леся Кожумяка: литературный дневник

«Швейцария, к сожалению, утратила свой статус нейтрального государства», — заявил недавно представитель российского МИД. Почему? А потому что она, де, присоединилась к «незаконным санкциям Запада». Поэтому Берн теперь не может выступать ни в качестве посредника, ни в качестве представителя интересов Киева в отношениях с Россией.


Эти слова поставили под вопрос базовые основы идентичности Швейцарии. Посреднические услуги между конфликтующими сторонами, государство, принимающее у себя структуры и институты мировой международной дипломатии: все это всегда было частью само собой разумеющегося самовосприятия швейцарцев.
И вот государство-депозитарий Женевских конвенций по факту вынуждено передать право первенства другим игрокам с куда меньшим опытом. И теперь если с кем и готов разговаривать президент страны-агрессора, то только с такими деятелями, как Реджеп Тайип Эрдоган или Виктор Лукашенко.


И, возможно, это только начало: с точки зрения аналитика Дэниэля Уорнера вопрос заключается в том, возможны ли вообще нейтралитет, уважение к международному гуманитарному праву и многосторонняя дипломатия после такого нападения на Украину.
Швейцария же с самого начала продемонстрировала свою решимость наряду с мировым сообществом проявить солидарность с беженцами из Украины. Сейчас, как показывает статистика, беженцы все чаще возвращаются в свою разоренную войной страну, но тем не менее по имеющимся прогнозам число беженцев из Украины в Швейцарии может вырасти к концу года до 120 000 человек.
...
На просторах интернета обнаружился вопрос: "можно ли считать нынешнюю российскую эмиграцию сопротивлением?"
Конечно, ответ однозначен: "Разумеется, нет!"
Это вопрос личного существования. Ни предметом гордости, ни, тем более, примером для подражания эмиграция не является.
Сопротивление осуществляется, в первую очередь, внутри страны. И выражается как в активных действиях, так и просто в следовании принципу «делай, что должно», не прогибаясь перед мерзостью ситуации. Мужество требуется не только в первом, но и во втором случае. И те, кто свысока пеняют оставшимся и даже обвиняют их, просто люди не понимающие.
Нет, конечно, сопротивление возможно и извне. Но это уже удел очень и очень немногих. И просто к факту эмиграции это не относится.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.09.2022. ***