Толковательница снов

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

1.
На пятый день молодожёнам Николаю и Марине Приходько надоело, жарясь на солнце, валяться на золотом песочке, бродить, распугивая прозрачных креветок и бирюзовых рыб-игл, по азовскому мелководью,утолять жажду теплой "пепси-колой" и охлаждаться мороженым в кафе под зонтами. И вот, воспользовавшись услугами экскурсионного бюро, они вознамерились ознакомиться с городскими достопримечательностями.


-Обязательно погуляйте босиком по булыжникам Гамперского спуска, це добрая примета и полезное прогревание!- напутствовала сдававшая комнаты отдыхающим хозяйка аккуратного домика с выходящей на пляж калиткою, окнами в фате тюлевых занавесок с видом на морскую лазурь.
Эта "хата" с цокольным этажом полуподвала своими очертаниями была почти точной копией широкобёдрой хозяйки - смуглой брюнетки с лукавого прищура глазами-черносливами и "вторым этажом" пышного бюста с ужимистой "тропинкой" ямочки пониже ключиц , по которой ещё гуляли к калитке недосбывшихся желаний пальцы иных постояльцев. Очередной из них- смолевой черноты казак "с Кривого рога" обитал во флигельке под роняющей наземь плоды обрикосою; ночами из приюта уединения доносился заливистый смех хозяйки и за задёрнутой занавеской гасла лампа. За левой стеной от молодожёнов поселилась шахтёрская семья с Донбасса - муж и жена с девочкой. За другой отгородкой -я. Мне, студенту медицинского факультета Харьковского университета Семёну Стоценко, давно хотелось не только испытать на себе благотворность солёных морских ванн и лиманных грязей, но и побольше узнать о некогда защитившем диссертацию на весьма экзотическую тему об "отравлении синильной кислотой" мариупольском докторе Сергее Фёдоровиче Гампере. Сто лет, минувшие с тех пор, как этот рыцарь-алхимик отечественной медицины обитал в готической стати особняке- казалось бы стёрли память об этом необыкновенном человеке,но всё же теплилась надежда узнать о нём хоть что-то. И - вот удача, услышав от меня об интересовавшем меня предмете, словоохотливая хозяйка тут же выложила, что её пра- или пра-прабабушка подвизалась у почитаемого мною доктора и горничной, и медсестрой, и лаборанткой и вроде как лаборантка впоследствии даже подалась в коллаборантки, когда идиллический приморский городок захватили во время Отечественной войны нацисты -и , что в башне "замка" они проводили опыты с реинкарнацией, а в подвале особняка и окрестностях Мариуполя искали входы в подземелья древних готов. Да и во времена гражданской бедовая "пра-пра" не спасовала и чтобы сохранить лабораторное достояние,- все эти колбы, склянки с реактивами и записи, закрутила роман с золотопогонником из деникинской контрразведки , интересовавшимся скифами, сарматами, амазонками древней Меотиды и спиритизмом. Я просто обалдел от такой удачи, потому как кроме биографии медика-учёного меня интересовали, конечно же, и изыскания магов "Аненербе", и легенды белогвардейских времён, когда сифилис лечили ртутью, а в качестве радикального средства от чахотки прописывали морской воздух.


Все мы, поселившиеся в доме "тёть Зины", быстро перезнакомились за вечерними чаепитиями. Что ни вечер Зинаида Григорьевна ставила во дворе под увитым виноградом навесом самовар и угощала постояльцев травным чаем с вишнёвым вареньем. И умиротворяющие беседы за столом, и фиточаи входили в "курс лечения" мини-санатория Зинаиды Григорьевны, слывшей народной целительницей, экстрасенсшей, гипнотизёршей и предсказательницей. А обитатель флигелька-криворожец, где кроме койко- места ждал клиентов похожий на гладильную доску массажный стол, за посильную плату предлагал -пройтись крепкими ладонями "по чакрам" и то и дело заводил разговоры о фэнь-шуе. К слову сказать, -массаж, гадания на картах таро, и экстросенсорные сеансы интересовали иных приезжих не меньше, чем купание в море, солнечные ванны, лечение травами или грязевые процедуры. Шахтёр Фёдор из Горловки приехал подлечить радикулит, жена его Маша не прочь была скоротать время за ворожбой, толкованием снов и предсказаниями будущего, молодожёны из Киева тоже не чурались заглянуть в разложенные на столе карты и послушать -чего же они им пророчат? К тому же мистически настроенная Марина никак не могла забеременеть на третьем году замужества и подруга с Крещатика посоветовала ей обратиться к мариупольской "тёть Зине", которая лечит бесплодие травками и поспособствовала подруге родить жизнерадостного карапуза.



-Ну так шо? Идёте завтре бачить будынок доктора?- прищурила лукавый глаз тетя , про каких говорят "сорок пять -баба ягодка опять", когда мы все в сборе наслаждались ароматным чаем за круглым, как щит скифа, столом. Над морем сияла луна Куинджи, она отражалась в штилевом зеркале морского простора, дробилась, блистая, в боках самовара, искрилась в зрачках женщин.


2.
К "будынку земского доктора" мы двинулись втроём. Марина - бисквитные губы, хвойно-чёрные ресницы,загадочный взгляд осоловелых глаз цвета штилевой морской дали, в соломенной шляпе , украшенной атласной розовой лентою -ни дать ни взять героиня времён немого синема, томно -восторженной Веры Холодной, стихов Бальмонта и первых авто с клаксонами в виде резиновых груш с дудочкой. Николай(хозяйка нежно звала его Мыколой) - в пёстреньких шортах, безрукавой майчонке , обтягивающей торс пляжного волейболиста, - блондин-ариец, словно бы молоденький солдатик абвера из ретро-кинохроники совсем иной эпохи. До улицы Итальянской мы, разумеется, доехали не на авто золотопогонника из деникинской контрразведки и не на "фольксвагене" одержимых поисками Чаши Грааля оккупантов , а на "японке" преуспевающего инженера шахты, где когда-то устанавливал свои рекорды Стаханов. Попетляв, по помнящим времена Петлюры склонам и подъёмам города металлургов и машиностроителей, Мыкола припарковал транспортное средство на улице Итальянской. Дальше -и впрямь начиналась не то Флоренция, не то Ницца. И хотя на горизонте всё ещё маячили трубы, параллелепипеды и цилиндры металлургического комбината, с каждым шагом по булыжной мостовой улицы Земской, мы совершили скачок в иную реальность.


Марина сбросила босоножки- и, следуя наставлению "тёть Зины", прогревала ступни уже накалившимися на предполуденном солнце булыжниками. Молоденькая экскурсоводша Люся, как и договорились по вацапу, ждала нас у ворот "замка",и если бы я увидел её очертания в обрамлении стрельчатого окна, то она вполне могла бы исполнить роль ожидающей своего Рыцаря Прекрасной Девы.
-Вы припарковались на Итальянской?
-Да.
-Я тоже только что подъехала.Но экскурсионный "рафик" отпустила, вы ведь хотели объехать достопримечательности на своей машине?
-Да, конечно!


-А це и мы! -прервал наш разговор бритый "под Котовского" толстячок в вышиванке,шортах и сандалиях на босу ногу, напомнивший Никиту Сергеевича Хрущёва периода внедрения "королевы полей" и Карибского кризиса. В кулаке правой руки он сжимал "гранату" дистанционного микрофона.За его спиной ловил нас в объектив хипстерского вида парень с кинокамерой на плече.
-Знакомьтесь! Съемочная группа Донецкого тэвэ! Стас и Володимир.- пропела экскурсоводша.- Я вас предупреждала.Они набирают материал для фильма "Отшельник мариупольского замка".
-Мы уже снимаем.- обнаружил нехилый баритон "кукурузник".- Пока без интервью. Просто репортажные раскадровки. Так что не обращайте на нас внимания...


Винтовая лестница с узорным орнаментом перил контрастировала с облупленными стенами. Она, как и сохранившиеся местами на рамах под слоями краски вензельные медные ручки- была ностальгическим остатком былого великолепия. Из приоткрытой двери одной из оборудованных под коммунальный улей комнат метнулся нам под ноги дымчатый кот. Его схватил и прижал к себе золотоголовый мальчик, которого тут же вернула во свояси женская рука. Двери сердито захлопнулись, давая понять, что жильцам надоели соглядатаи их убогого быта-экскурсанты. Десятилетиями не реставрируемые памятники архитектуры только на картинках выглядят романтично, что же касается бытовых удобств, то поражённые грибком и плесенью фризы, карнизы , пилястры, контрфорсы и архитравы тут не при чём.
И всё -таки эта полузаброшенка таила в своих стенах дух загадки. И когда за одними из дверей заиграла скрипка и арфою зарокотали струны гитары, показалось... Телевизионщик в вышиванке, подвижный, как шарик радикально средства, которым некогда лечили "дурную болезнь" вернувшейся из дальних странствий матросни,потянул ручку -и нас окатили звуки "Аве Марии". Показалось, что - на фоне мерцающего разноцветьем стёкол витража выводит на виоле мелодию католической молитвы прекрасная принцесса, а ей аккомпанирует паж-лютнист. Видение длилось лишь мгновение, но было настолько ярким и объёмным, что впору было призадуматься об обитающих в замке призраках. Впрочем, музыканты были вполне реальны - и их я не раз видел на ведущей к набережной лестнице- прибежище стрит-арта.



- Как видите, окна выполнены в готическом стиле! Вероятнее всего, их украшали витражи из цветных стёкол, но они не сохранились, - говорила гидша, перекрикивая скрипку с гитарой.- Вот в этой комнате, - открыла девушка двери в общую кухню, с кастрюлей на электроплите, из которой торчала ручка поварёшки и столом посредине, за которым , склонясь над тарелкой, сидела не причёсанная женщина в пёстреньком халате.- Доктор принимал больных, а у белогвардейцев была офицерская столовая...
- Достали со своим лекарем!- недоброжелательно обожгла нас карими -жгучими "пациентка", которая, кажется, застряла в этой ячейке пространства времени на сто лет и сунула в щербатый рот ложку, скривившись, словно хлебнула не запашистого борща, а горькой микстуры. -Да ещё подселили эту консерваторскую крысу на нашу голову! Пилит смычком так-что никакой моченьки нету!


-А в башне что было? - спросил я Люсю, заранее зная фирменный "рекламный" ответ.
-Существует версия, что в башне проводились ритуалы...


Заостряющаяся к небу башня, хорошо видная с самого начала мощёного булыжником спуска,изнутри выглядела прямоугольной кирпичной трубой. Поднявшись по крутой лестнице с балясинами, в окно мансардной части можно было созерцать белый парус яхты в морской дали. Здесь была оборудована мастерская местного , художника-пейзажиста, продолжателя дел Архипа Куинджи - Кузьма Каинский. Чернобородый двойник классика кисти и мольберта встретил нас белозубой улыбкой.

- Призраки вас не посещают? - спросил его тележурналист в точности в соответствии со сценарием будущего фильма. В этом месте творец живописно развешанных по стенам лунных ночей на Днепре, украинских хат и набережных должен был припомнить несколько случаев явления ему фантомов прошлого -тех самых белогвардейцев -кокаинистов, что устраивали на этой мансарде спиритические сеансы и жаждущих реинкарнации безумных эсесовцев.
- Бывает - засну и приснится такое, что не поймёшь -то ли сон то ли явь!-отчитал а камеру свою роль живописец, заинтересованный в том, чтобы расставленные на ведущей к морю лестнице его пейзажики раскупались.



Мариуполь оказался богатым не только на архитектурные достопримечательности, художников пейзажистов и уличных музыкантов, но и на шедевры скульптуры.В центе девушка гид попросила притормозить и обратила наше внимание к фронтону областного театра.
- Театр построен в 1960 году - и скульптуры вырезаны из ...камня, который в своё время заготавливали в Крыму римляне. Задрав головы, мы могли разглядеть античных богов мариупольского Парфенона: зевсовой стати Металлурга с "ложкой металлурга", аполлоноподобного Шахтёра с отбойным молотком на плече , слева и справа от них Скрипачку, Девушку с бубном , Флейтистку и Бандуристку в сарафанах и венках с лентами.
-Это уже второй мужик с кочергой! - скучающе произнёс Мыкола, глядя на центральный персонаж скульптурной композиции. - Первый -на въёзде в Мариуполь.А у нас на Донбассе куда ни глянь-повсюду шахтёры на пьедесталах вместо уголька долбят отбойными молотками небушко. Сколько шахт позакрывалось!Приходится мотаться на заработки в Москву, по стройкам гастарбайтером колымить!Был во Львове, там Памятник Бандере отгрохали...
-Не надо о политике!- взмолилась Марина. И в самом деле-было от чего. Николай заводил разговоры о "недобитых полицаях" по поводу и без повода. Он постоянно поминал виденных им в Киеве с "волчьими крюками" на прапорах и портретами лысоватого вождя УПА марширующих "нациков" , майдан 2004 года на Площади нэзалэжости???


3.


Король Мечей , Паж Кубка, Туз Пентакля... голый -к болезни, покойного родственника-предупреждение об опасности,


Шлиман-увидел во сне Трою, Менделеев -периодическую таблицу, Мать Рылеева -виселицу.


Криворожец упирался рогом на рыбалке...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.04.2022. Толковательница снов