***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

ЗА ХАРИУСОМ -НА КАТУНЬ



1. Уха


Набрать полные лёгкие кристального горного воздуха. Надышаться. Ощутить, как трепещет согнутое рыбиной удилище. Увидеть синеву отражённого в чешуе хариуса бездонного неба, обрамлённого снежными горными вершинами, как карбункул серебряным кольцом.Всего этого Николай Павлович Ляпунов уже хватил сполна и теперь, сидя на стволе поваленного дерева ждал, когда "дойдёт" в котелке уха. В кипящей наваристой массе опускался на дно и поднимался на поверхность перец горошком. Потом по вем правилам надо было добавить лаврушки, укропа-и готово. Пока же можно было насладиться красотами алтайского ландшафта. Чего только не увидишь, устремляясь по Чуйскому тракту к Монгольской границе!И наскальные рисунки с вооруженными копьями и луками человечками, охотящимися на оленей. И покрытые мхом, подобные окаменевшим богатырям, менгиры-"оленные камни". И зияющие в отвесных скальных обрывах пещеры-эти усилители блуждающего по горной долине эха.



Периодически Николай Павлович , что называется, отрывался.Либо на лежащие посреди гор бирюзовыми каплями форелевые озёра. Либо в верховья горных рек, куда устремлялись борющиеся с течением таймени. Ему нужно было переключиться на что-то. Сбросить с себя гнетущую обузу забот о банковских счетах, закупках стройматериалов,всю эту рутину бизнеса, которую он взвалил на себя в силу то ли везения, то ли рокового стечения обстоятельств.А может быть того и другого вместе. Чем шире разрастался бизнес, тем больше образовывалось зависающих долгов. Он гасил их , беря новые ссуды, набегали проценты, он снова брал ссуды. Он бросал начатые объекты -и его донимали не только бывшие спецназовцы из банковских служб безопасности,коллекторские агентства, но и митингующие обманутые дольщики...



500 -600 километров для хорошего внедорожника -не расстояние. И загрузив в багажник болотные сапоги,рыбацкие снасти,заветный котелок, Ляпунов целовал в щёку жену, обещал дочке привезти сувенир - и вот он уже мчался по шоссе. Выехав с утра, к вечеру он сидел на теплом, нагретом солнцем камне и смотрел на пенные струи Катуни, ошарашенный "сменой декораций".



Этот контраст между офисной суетнёй, нервотрёпкой в арбитраже и колготнёй стройплощадок ошеломлял. И вначале даже не успокаивал нервы, а наоборот взвинчивал их, словно кто-то до отказа накручивал громкость -и городские шумы, голоса чего-то требующих, доказывающих и угрожающих - усиливались, но в какой-то момент словно бы какая -то невидимая рука переключала тумблер. И наступала блаженная, первозданная тишина. Только река шумела на перекатах да потрескивали в костре дрова.
Было время Ляпунов брал с собой в эти "отрывы" и жену с дочерью.Грешным делом пару раз он "отрывался" и с молоденькими сотрудницами. Но в конце концов понял, что ездить надо одному. Ну какая рыбалка, если каждую брошенную на камни рыбу сопровождают визг восторга, счастливый смех, громкие комментарии. От шума уехал- к шуму приехал. Да и как готовить уху, чтобы картошка не разварилась, как заварить чай из бадана, он знал лучше женщин, потому как с Катунью был на "ты" ещё со студенческих пор, сплавлялся по её бурным водам мимо "драконьих зубов" и "Острова Патмос" возле Чемала, знал-что такое экстрим, адреналин, опасность.Он и в спелеологических походах забирался в самые отдалённые уголки пещер.



2. Мечта



Была у Ляпунова мечта-построить высотку-красавицу. Украсить Зауральск - этаким сталагмитом из стекла и бетона.Чтобы было видно издалека. Чтобы возносилась она к облакам. И чтобы все, кто приезжал в Зауральск, -говорил :"Вот это да!"
Откуда взялась она -эта мечта? Зародилась ли она во время блужданий по карстовым дворцам алтайских пещер или во время созерцаний "оленных камней" и размышлений о том, как много тысяч лет назад могли люди без какой-либо строительной техники ворочать многотонные глыбы? Ляпунов и сам не мог дать ответа на эти вопросы. Но когда нанятый архитектор-частник предоставил сделанный по его эскизам макет, глядя на него он увидел скопище всё тех же сталагмитов и менгиров.



- Хорошо! Мне нравится!- сказал он выслушав пояснения о том, что автор взял за эталон небоскрёб Эмпайр Билдинг в Нью-Йорке, шпиль- Бурдж Халифа в Дубае, московскую башню "Эволюция".-Зайдите в бухгалтерию. С вами рассчитаются...



С тех пор офис гендиректора компании "Зауральскмонтаж" украсил этот самый макет перспективной застройки. Воплощённая в сильно уменьшенном масштабе грёза топорщилась всеми своими параллелепипедами , пирамидками и закрученными в виде сверла шедеврами хайтека на столе посреди кабинета. Это чудо вдохновения провинциального Карбюзье отражалось в остеклении фотографий в рамках. На оном фото- директор сплавляется на катамаране по горной реке и уверенным взмахом весла направляет надувное плавсредство мимо торчащего из воды каменного клыка. На другом- он позирует , нянча на руках полутораметрового тайменя. На третьем - он же в спелеологической каске с шахтёрским фонарём"глаз Циклопа" во лбу обнимает чем-то напоминающий женскую фигуру сталагмит. На третьем - он же, привстав на цыпочки,чтобы дотянуться, чмокаёт в щёчку баскетбольного роста "каменную бабу"-груди булыги и всё остальное - гранит, базальт, армированный железобетон -или чем там пользовались древние для того, чтобы воспеть монументальность женского тела?"Ведь как подумаешь-эти идолицы провожали в походы тумены Чингис-Хана!"-восклицал Ляпунов. Противоположную стену кабинета украшал фотовернисаж из калейдоскопа "остановленных мгновений", сделанных самим Ляпуновым.
На отдельной фотографии будила воображение выбитая первобытным художником на камне шесть тысяч лет тому назад фигурка оленя и охотящиеся за ним человечки с копьями и луками. Это изображение запечатлел Николай Павлович , фиксируя на камеру мельчайшие подробности одного из "оленных камней"- тех самых, которые перемещались когда-то без помощи кранов и большегрузов вроде "грозного АМО" , упьедесталенного вместе с "фордом зелёным" на одном из поворотов Чуйского тракта. "Как они это делали-ума не приложу!" - поглаживал Ляпунов шершавый камень."А вот так же, как тысячи лет спустя штурмовали Рязань, Смоленск и другие древнерусские города. По той же технологии, как строились египетские пирамиды- используя в качестве смазки человеческие тела! А если нет, то это могли сделать только пришельцы более развитых цивилизаций," - рассуждала вслух спутница первых его паломничеств на Алтай - Марина, тогда ещё невеста, а позже - жена.



Кроме развешанных по стенам фотографий "трофеями" алтайских походов были -шкура медведя на полу возле кресла для посетителей,жестяная коробка с травным чаем, мёд в баночке на столике возле, сувенирный шаманский бубен в кабинете бухгалтерши Антонины Николаевны Вороновой, мази на основе трав и мумия- на трюмо жены в их спальне дома.


Не так давно ту медвежью шкуру ворошил ногами в босоножках вернувшийся из поездки на Бали однокашник Ляпунова Костя Стремилин. Откинувшись на спинку кресла напротив раскрытого окна,за которым виден был забор стройплощадки, Константин разглагольствовал:
- Неудачник ты, Коля! И на кой тебе этот жилстрой? Одни проблемы...Давно бы уж переключился на строительство дач -в деньгах бы купался...Вот у нас на Бали - один особняк стоит столько же, как у тебя весь твой бизнес! Оффшоры-брат...Ни тебе налоговиков, ни братвы, ни обездоленных дольщиков...А тут!


Надпись на заборе, из -за которого поднимался остов будущего небоскрёба, гласила:ЛЯПУНОВ, ВЕРНИ НАМ НАШИ ВКЛАДЫ!Высотный башенный кран чем то напоминал удилище с лесой троса, крюком-крючком. На этот крючок что-то должно было клюнуть.
-А я верю в свою удачу! -возразил Ляпунов.-Вот увидишь - цены на аренду под офисы в моём "Марлине" покроют все расходы и ещё прибыль получу...
-Ты назвал это шило в мешке твоих банкротств-"Марлином"? В память о нашей рыбалке на Бали? Фантазёр!
-Хотел назвать "Форель" или "Хариус" , но потом передумал. Этот шпиль -сам посмотри ,- ткнул Ляпунов пальцем в макет.- Он в самом деле похож на нос Марлина, который тогда схватил наживку...
- Начитался ты книжек!- снял гость с дополняющей интерьер кабинета книжной полки, томик Яна "Чингис Хан"...О!-открыл он наугад и прочёл торжественно: "Войско растянулось на десять дней пути. Каждая колонна в несколько тысяч коней на месте стоянок выпивала всю воду в колодцах. Только через сутки там снова накапливалась вода." Это прям с натуры списано...Про мигрантов на твоих стройплощадках.Новая чингисхановщина...
-С мигрантами не так просто, конечно. Рейды полиции. Депортации. Но зато экономия на расходах по зарплате...



Костя сунул томик на место между Роном Хаббардом и Хемингуэем и подошёл к окну. Ляпунову показалось, что его однокашник по строительному институту вышел из фотографии на стене, где они были запечатлены во время рыбалки на Бали.


Его белый костюм на фоне синего, как бок форели ,неба напомнил:море, корма яхты,вынырнувшая из воды огромная рыбина, согнувшая удилище спиннинга.Да и сам Константин Стремилин напоминал чем-то свою яхту. Такой же лакированный. Блеск бритого наголо затылка, очки-иллюминаторы, как бы растянутое в ухмылке окно капитанской рубки и "капитанская" белая фуражка с "крабом", какие продаются в качестве сувениров на всех курортных набережных мира...
- Ну и колотись тут!-отошёл Костя от окна. - А мог бы кайфовать- сёрфинг, дайвинг, девочки...Как тогда...И не эта дремучая ель за окном , а пальмы. Не забор стройплощадки, а пляж, море, чайки...


Двери в кабинет распахнулись и с подносом, на котором белели два фарфоровых лотоса кофейных чашек, вошла секретарша Алёна-Аллочка.Сейчас фотомодельных стандартов блондинка, конечно, была не в бикини, как вовремя их кувыркалова с Ляпуновым в Анталии, не в облегающем туристическом костюмчике, как во время поездки на Алтай, но двигалась, будто по подиуму,и едва прикрытые мини-юбкой две юркие форельки её зазывистых ножек так и просились на крючок.
-Кофе! -пропела она голоском бардессы катунских фестов.


Стремилин возвращался в фотографию , где он , этаким вооружённым шпагою мушкетёром , фехтовал с оснащённым носом-мечом потомком ихтиозавров. И этот меч представлял не меньшую опасность, чем падение в бешеный поток горной реки. Хлипкая конструкция из двух соединённых дюралевой рамой "бананов". Ляпунов со Стремилиным - сидящие впереди "моторы", их жёны -Марина и Светлана -рулевые , сзади. На фото они были запечатлены во время преодоления коварного порога , называемого сплавщиками -Трамплин. Фотограф запечатлел катамаран в прыжке через уступ каменистого порога. Два надувных "бананана", рама, брезентовый настил, рюкзаки и палатки на нём, сами сплавщики в касках и с вёслами, зависли в воздухе. Вёсла выглядели чем -то вроде крыльев и казалось подброшенные взлохмаченной пенной струёй экстремалы вот вот взмоют ввысь к зависшему над ними облаку, чтобы продолжать дальнейший путь -по небу.



3. Хижины и дворцы



Прилепившийся к берегу "великой сибирской реки" город Зауральск своим обширным частным сектором всё ещё напоминал времена стародавние. Блуждая между кондовых пятистенников окраин, можно было насмотреться на удивительные реликты прошлого. То кедр в палисаднике -последним из могикан буйствовавшей здесь когда-то тайги заслонит полнеба. То спуск с бугра к струистой воде обильного потока приведет извилистой тропинкой в первозданные заросли ивняка, черемушника и краснотала, обагрёнными кровью татарскими стрелами торчащего из бугров, напоминающих тела сражённых в бою завоевателей Сибири. То задираемая ветерком водная рябь напомнит о кольчугах лихих ермаковых ушкуйниках.



И вдруг расписным острогрудым челнОм вымахнет на набежавшую волну прибрежного холма статный домина из вечных лиственничных брёвен. И всем своим обликом даст понять, что, возводя дома - цитадели,обнесённые не хлипкими плетнями и пряслами, а крепостными стенами - народ здесь поселялся боевой,напористый, основательный. Как и почти все сибирские города, Зауральск начинался с острога, засев в котором можно было бы отбиваться от степняков и сбивавшегося в шайки разбойного люда.



Вот и Ляпунов обосновал офис своей строительной фирмы в отстроенным купцом -миллионщиком доме крепости не только потому, что ему поглянулся этот украшенный по карнизам и наличникам резным кружевом шедевр русского модерна, а чтобы чувствовать себя в этом тереме с сохранившимися изразцовыми печами, как в неприступном рыцарском замке. Заострённой мансардой, крытой кровельным железом крышей купеческий домина и в самом деле походил на замок. Колена водостоков напоминали доспех идальго. Дымник на трубе всё ещё действующих не смотря на подведённое центральное отопление печей - забрало. Островерхая ель под окном-пика для ристалищ. Имелся в этих хоромах и камин с кованой решёткой. Как раз в каминной комнате и располагался кабинет Ляпунова. "Гостевое" кресло с креслом хозяина напротив и медвежьей шкурой на полу располагались у камина. И нередко, затевая с кем-то важные переговоры, когда за окном валил снег или лил дождь, хозяин зажигал поленья. Играли искорки в бокалах с виски, непринуждённо лилась беседа -и , глядишь, договор на внушительную сумму украшали подписи сторон.


В мерцании камина возник однажды и "злой гений" Ляпунова - "уголовный авторитет" Клыков или просто Клык. Среди награждённых криминальным фольклором псевдонимов разные ипостаси авторитета обозначали псевдонимы Балык и Индеец. Клык подкатил к офису Ляпунова на "мерсе" в сопровождение телохранителей и обманутых дольщиков. Развалясь в кресле, он как нарочно попал новеньким штатовским кроссовком в пасть медвежьей шкуры. Освобождение шнурка от медвежьего зуба соответствующего его главному титулу-погонялу гораздый на приколы "авторитетный бизнесмен" сопроводил это действие аллегорическим комментарием:
-Зубастый зверь! Но уже не бегает на воле! Дохлятина. Вот и дырка в шкуре...
И он просунул толстый отросток боксерского кулака в зияющую дырку.И перейдя с иносказаний на конкретику, вежливо добавил:
- Люди на вас жалуются, Николай Павлович! Деньги на строительство жилья вносили, а на стройплощадке -конь не валялся...Я ведь тоже дольщик...Вложился в недвижимость- и что в оконцовке? Я -то ладно...Но женщины, семейные люди квартиры продали, чтобы профинансировать строительство...


Разговор был вполне интеллигентный -не придерёшься. И только вот это "в оконцовке" нарушало вполне пристойно-дипломатичную стилистику. Да палец просунутый в дырку от пули. А так- Индеец выглядел вполне себе радеющим за народ Робин Гудом. А народ толпился у входа в офис, толпился в приёмной. Качки -боксеры в тренерках в перемешку с тётями с ляльками на ручках и дядями с налитыми злостью глазами. Ляпунов , что называется, вляпался...Как муха в липучку. Созерцая в красных отсветах камина лики криминального царька Николай Палыч видел то лик злобного гурона из детской книжки-с золотым тиснением, то зелёного лысоголового Фантомаса, то рожу каменного идола... Ляпунову мерещилось: он тот самый убегающий от первобытных охотников олень с фотографии "оленного камня". А те самые охотники с копьями и стрелами - толпа обманутых дольщиков, перемежаемая братвой.


Пнув на прощание медвежью морду в нос , Балык уходил, красуясь лампасами на тренерках.
- Неделя срока тебе! Возобновляй стройку или возвращай деньги!- превращался он из зёленого от отсвечивающей в стёклах ели Фантомаса в Индейца , борца с коварными бледнолицыми. И "скво" из шумного табора с плаксивым, завёрнутым в бизонью шкуру младенцем на руках поднырнув под руку вожака, плевала, целясь в Ляпунова, давая тем самым понять, что ей не очень комфортно жить в вигваме.
- Вор!
Утеревшись,Николай Павлович, произносил улыбаясь:
-Мы примем меры...
На этот раз голос его прозвучал не столь убедительно, как это было год назад, когда он выходил к митингующим, вооружившись мегафоном.Он знал, что даёт пустопорожние обещания. И что они , конечно же , не будут выполнены. Но врал -по инерции. Его просто несло , как на катамаране, вниз по течению.


Да и что он мог поделать с теми напоминающими остовы обглоданных рыб недостроями...Кирпич, панели, окна, двери, санузлы, отделочные материалы -давно были растворились, перевоплотившись в заграничные поездки, отельный сервис, гурманские застолья. Всё это списывалось искусной шаманкой тройной бухгалтерии на скачки доллара и подорожания стройматериалов.


Эпатируя журналистов, на объектах Ляпунов появлялся в старой спелеологической каске.Копошащиеся в котловане таджики бросали ифтар для того чтобы к наступлению рамадана возвести мавзолей для нового Тамерлана



Кто не знает, это такие два надувных банана, на них сверху привязывается трубчатая рама из металла, пластика, или дерева. На раму подвешивается сумка, куда путешественники кладут свой скарб, либо делается палуба из досок или фанеры.
Во время сплава сплавщики сидят на бананах, те кто сидит и гребет в передней части банана - "мотор" катамарана, кто сзади - тоже моторы, но их главная задача - рулить. Я как раз сидел сзади справа.




© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2025.
Список читателей Редактировать


Другие статьи в литературном дневнике:
25.03.2025. ***
17.03.2025. ***
14.03.2025. ***



Другие статьи в литературном дневнике: