***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

ПИТЕР


Питер вплыл в сердце по аорте Невы,венам Мойки и Фонтанки всеми своими дворцами,мостам,кариатидами на фасадах и сфинксами на набережной.Царапнув изнутри булавкой адмиралтейского шпиля левое предсердие, протиснулся сквозь все капилляры,чтобы застрять в печени неизлечимым циррозом Достоевского и Бродского.Снять с переоборудованного под этажерку вольера для щенка увесистый том романа Андрея Белого "Петербург и прочитать:"Петербург -это сон." Ехал уколоться иглой Петропавловского собора.И это произошло.И вот они зримой галлюцинацией-Дроздобородый Вячеслав Иванов и кандальник совести Фёдор Михалыч, оставивший на письменном столе зелёного сукна недопитый чаёк. И Бродский всё ещё бродит сквозь стены коммуналки или колотит по клавишам пишущей машинке через три копирки в том же доме, где всё ещё присутствуют Мережковский и Гиппиус. Всё те же камин и завитки лепнины. Всё та же "Башня Иванова" , но по парадной лестнице , к перилам которой прикасались ладони Блока, Волошина, Брюсова подымаются туристы в одеждах иной эпохи. Квартира , в которой устраивались мистерии женой Иванова Лидией, теперь -детский сад.


ВРАТА
За этими полуободранными дверьми открывается удивительный мир модерна. Доходный дом Дернова сыграл в истории Серебряного века такую же роль, как Вудсток в истории рок-н-ролла , "Груша" в развитии бардовского движения, Арбат в становлении всех жанров стрит-арта.


За полуободранными дверьми открывается удивительный мир модерна. Доходный дом Дернова сыграл в истории Серебряного века такую же роль, как Вудсток в истории рок-н-ролла , "Груша" в развитии бардовского движения, Арбат в становлении всех жанров стрит-арта.
Как феодосийские стихи Марины Цветаевой оживают в архитектуре Дачи Стамболи, развалинах Генуэзской крепости (" Иду вдоль генуэзских стен..."), так и стихи Вячеслава Иванова ("Мы два грозой зажжённые ствола, Два пламени пламени полуночного бора...") и Блока ( а он в Башне читал впервые "Незнакомку") оживают в этих решётках перил парадной лестницы, скульптурах, витражах. Правда попасть в это царство модерна мне так и не удалось . Фотографии -из Интернета.Двери с вышарканной ручкой я сфотографировал всё же. И тому рад безмерно. За эту ручку держались Ахматова, Блок, Брюсов, Волошин...


Одной судьбы двужалая стрела


На правах двойника Макса Волошина, отпустив конку, шествую по улице Таврической , мысленно опираясь на трость с набалдашником из слоновой кости. Под ручку со мной очаровательная дама в абажуроподобном кринолине.("Гляжу как будто очарованный, гляжу за тёмную вуаль...") Это та самая девушка, что пела в церковном хоре, пока в море тонули корабли. Но не Черубина де Габриак, из-за которой Волошин стрелялся с Гумилёвым на дуэли, а моя дочь, художница-иллюстратор, придумавшая сказку о Механическом Болоте. Отныне я буду звать её Фея-Сказочница. Собственно, она и организовала всю эту поездку к внукам. Подарок к юбилею.Теперь я прожил ровно столько , сколько просуществовала советская империя. И скажу-это не очень много.
На правах двойника Макса , бормоча стих хозяина Башни про "Два пламени полуночного бора" , отворяю первые попавшие двери. Тяжёлые. Консьерж -Серж(назовём его так) из породы вечных сторожей-богемщиков,разрешив сфотографировать барельефы в прихожей, вынырнул этаким сомиком а ля Сомов на мостовую Таврической, по которой как раз катила карета с каким -то мундиром с золотыми эполетами и голубой орденской лентой в звёздах блистающих брильянтами орденов.
- Какие собрания в Башне! Это ж пустая труба! Колодец по сути. - закурил чинарик Серж.
Пыхнув дымком, стрельнувшего крейсера "Аврора" , продолжил:
-Они собирались на пятом этаже в 23 квартире. Я вот с друзьями на 70-летие тоже собираюсь потусоваться. Так и они...
"Мы два в ночи летящих метеора.
Одной судьбы двужалая стрела..."- лезли сами собой строчки вслед за словами про коня и шпоры, которые язвят его бока, будто их надиктовывал сам безбашенный хозяин Башни, вместе со своими друзьями мечтавший улучшить мир посредством поэтических мистерий.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.05.2025. ***
  • 18.05.2025. ***
  • 17.05.2025. ***
  • 16.05.2025. ***
  • 01.05.2025. ***