Каково реальное число верующих в России?

Сергей Шрамко: литературный дневник

Помните, как в 1937 году в СССР прошла общесоюзная перепись населения, которая включала в себя такой параметр как вероисповедание?
Сами переписчики, впрочем, впали в немилость, т.к в процессе учета населения выявилась недостача 10% населения, что привело к множеству вопросов касаемо работы гос.планирования и расчетных результатов 1933 года (предыдущая перепись была в 1926 году и население составляло 147 млн.). Также вскрылось много расхождений, вызвавших массу вопросов к проведению переписи, и в итоге, руководителей данного мероприятия репрессировали как троцкистов и пустили в расход. А сами результаты переписи засекретили, вплоть до 90х годов.
Так вот, однажды в руки мне попал сборник архивных документов по этой переписи, составители Поляков и Жиромская, где меня крайне заинтересовали именно цифры по количеству верующих.
Замечу, что с момента революции прошло 20 лет и теоретически, после баек о репрессиях в адрес верующих, можно было ожидать каких-то нулевых показателей, но оказалось что все намного интересней.
Сам вопрос вероисповедания был, якобы, внесен самим Сталиным, т.к его это крайне интересовало. Видимо как выпускника семинарии. В переписи 1937 года Число опрошенных в плане вероисповедания, равнялось порядка 100 млн человек. Из которых 41% заявились как православные, 42% неверующих, остальное - все варианты от мусульманства до шаманизма. То есть по прошествии 20 лет с момента революции, когда людей, выросших в государстве с официальной религией православие, было еще большинство – все равно православных было меньше половины.
Тогда как сейчас, после развала Союза, где религия была, мягко говоря, не в фаворе, прошло 25 лет.
И вдруг нам с телеков вещают о том, что в России оказывается 70-80% православных.
Возникает вопрос – откуда такое количество резко уверовавших, если с начала 90х идет дичайший спад рождаемости, вернувшийся на совдеповский уровень, только к 2009 году. Так что говорить о числе верующих, учитывая, что в переписях после 1937 года отсутствует графа вероисповедания, можно только умозрительно.
Если покопаться в тырнетах, оказывается эти цифры исходят из наброса легендарного Левада центра, который в 2009 провел опрос и вроде как 80% респондентов выбрали православие в качестве своей религии. Повтор опроса в 2012 году показал цифру 74%. Собственно в этих рамках и клоунируют попы, выдавая желаемое за действительное.
Пропагадисты-попы часто ссылаются и на исследование МГУ, неизвестно в каком году и также показавшее цифру 80%. МГУ делало опрос по всей России и в нем поучаствовало всего 6824 человека.
На сайте Левады число респондентов за 2009 год найти уже нельзя, а за 2012 год – стыдливо не указывается, но если просмотреть опросы Левада центр за 2013-2015 года, в разделе религия, то во всех опросах фигурирует цифра 1600 человек.
То есть о 80% православных, по версии МГУ, говорит опрос 0,000048 населения или 0,0048%. В случае Левада-центра – респондентов в 4.2 раза меньше, т.е 0,00012%. То есть, по-русски это даже не статистическая погрешность, а меньше мизера.
А если опрашивать народ не у православного храма, а скажем, около мечети, то мусульман таким же макаром можно получить все 146%.
Если же говорить о числе православных верующих, так называемых воцерковленных, т.е мало-мальски исповедующих свой культ и его праздники; то судить можно по количеству посетителей храмов накануне и на Пасху по статистике МВД: в 2016 году в Москве это было порядка 75.000 человек, т.е при населении Москвы в 12 млн – 6%; а по России 4 млн. от 143 млн – 2.7%
То есть цифры числа исповедующей публики, разительно отличаются от озвучиваемых храмовниками. Стоит напомнить, что на этих пасхальных шествиях чуть ли не треть зевак и случайно прибившихся. Если ввести практику церковной десятины, в виде взносов на поддержание поповых ряс, то цифры окажутся еще меньше.
Даже некоторые церковники, положа руку на сердце, оценивают число реальных верующих гораздо меньше и моих умозрительных заключений: к примеру, питерский протоирей Георгий Митрофанов (заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии) называл цифру в 3%.
Но самое интересное, что в опросе 1937 года есть еще более занятная градация, которой не найдешь у Левады: зависимость веры от грамотности – среди неграмотных верующих было - 85%, а среди грамотных только 45%.
Вероятно эти цифры несколько подкручены, для большей убедительности, но расхождение с реальными данными, не думаю, что больше 10-15%.
Так что большевстский лозунг “ударим грамотностью по мракобесию” имел под собой сильную базу.



Другие статьи в литературном дневнике: