Игорь Маранин. Истории про МифосибирскЗатерянные на Оби, ралли на пароходах и побег Сталина на «Волшебнике» Пристань пароходства Е.И. Мельниковой в Новониколаевске. Фото: nsk-kraeved.ru — Гляди-ка, баржа! — заметили в лодке. Посередине реки, сев на мель, стояла баржа, а на её палубе прыгали и размахивали руками люди, подобно тому, как выброшенные на необитаемый остров приветствуют долгожданный корабль. Вид баржи, представший перед глазами речного старшины, оказался печален: руль её был отбит волнами в сторону, борта обледенели, шлюпку сорвало и унесло течением, а на самом судне маялись трое голодных матросов. На их счастье у старшины нашлись два калача, которые и были отданы пострадавшим. Из разговора выяснилось, что баржу тащил тихоходный кораблик с ласковым названием «Миша» — да не сдюжил и бросил прямо посередине Оби вместе с матросами, отправившись за подмогой. Боясь оставить судно без охраны, робинзоны попросили старшину довезти одного из них по реке до ближайшей деревни, чтобы он закупил продукты, нанял лодку и вернулся на баржу. Но едва посланец по фамилии Урванцев высадился на берег, как задал такого стрекача по тракту — только его и видели. Бросив товарищей голодать на середине реки, он отправился в родную деревню, решив, что хватит с него речных приключений. Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах. История пишется делами, и часто от всей человеческой жизни остаётся лишь несколько строк в газете: хорошо бы это помнить, совершая тот или иной поступок. «Этот случай наглядно иллюстрирует отношение хозяина к своим служащим, — писала «Обская жизнь». — Лишь благодаря сравнительно тёплой погоде рабочие остались живы. Но исход мог быть и гораздо печальнее. Оставить на произвол судьбы чуть ли не посередине реки трёх человек в такое время, когда со дня на день можно ожидать ледохода, это, выражаясь деликатно, слишком неосторожно!» профиль удален Навигация по сибирским рекам была делом тяжёлым и временами весьма опасным. В 1883-м в результате взрыва на буксире «Ермак» погиб не только груз, но и пассажиры, а сам буксир пошёл ко дну. На рубеже веков — в 1900-м — взорвался паровой котёл на пароходе «Евгений» — в результате кораблекрушения погибли владелец судна и ещё сорок с лишним человек. Во время навигации 1896 года на реке произошло самое настоящее водно-транспортное происшествие: два парохода, двигавшиеся навстречу друг другу столкнулись нос в нос. Имена у них были красивые — «Фортуна» и «Полезный». Но, увы, не уберегли… Впрочем, что пароходы! В декабре 1896 года у Ново-Николаевска на дно пошёл… паровоз. Вытягивание паровоза после аварии на ледяном пути реки Зеи, фото: io.nios.ru Пароход Мельниковой был совсем новенький, спущен на воду в 1907-м, мощность — 500 л. с. Назван он был в честь инженера-судостроителя Гектора Ивановича Гуллета, организовавшего в Тюмени филиал механического завода. Пароход «Владимир» у пристани Барнаула, примерно 1914 год. Фото из фонда Алтайского государственного краеведческого музея, fleetphoto.ru Суда шли параллельными курсами, выжимая из своих машин всё, что могли: трубы отчаянно дымили над Обью, дамы визжали, их спутники ругались на чём свет стоит. Команды не обращали на них внимания: никто из капитанов не хотел уступать. «Владимир» под радостные крики своей команды на всех парах ушёл в отрыв. Но оказалось, команда томичей радовалась рано: причалив к очередной маленькой пристани, чтобы высадить пару пассажиров, судно оказалось в ловушке: сильный боковой ветер не давал ему отойти от причала. Пока томичи боролись со стихией, мимо них на полных парах проследовал «Инженер-механик Гуллет» — он и вышел победителем в этой гонке, не упустив лидерства до самого финиша. «Волшебник» был уже немолод. Мельникова купила его ещё в 1896 году (тогда он назывался «Горный») для того, чтобы возить пассажиров из Барнаула до Кривощёкова к омскому поезду. С тех пор Евдокия Ивановна успела стать миллионершей и развернуться во всю обскую ширь: в 1907–1909 гг. она закупила семь новейших американских пароходов, а старичка «Волшебника» переделала в двухпалубное судно. И вот теперь он стоял борт к борту и готовился к битве с более новым и современным «Н. Сухотиным». То, что гонка обязательно будет, пассажиры поняли сразу — по гудкам. Пароходы давали их почти одновременно. Старенькое судно уступало в силе и мощи, но сдаваться «Волшебник» не собирался — он часто оправдывал своё название. За шесть лет до этой гонки, в 1906-м, выйдя из Ново-Николаевска, судно попало в жесточайший речной шторм и осталось без управления — оборвалась цепь руля. «Волны вдоволь потешились над бедным пароходом; несколько раз казалось, что вот-вот он совсем опрокинется. Одна волна плеснула на нижнюю палубу, где почему-то не догадались сразу закрыть двери; скамейки, столики, ящики — всё покатилось по палубе. Публика вся столпилась на нижней палубе около машины и на лестнице, держась друг за друга. Слышались слова молитв, плач детей, а какая-то барынька спрашивала, нет ли у кого Николая Чудотворца, спустить бы в воду. А ветер и дождь с градом всё продолжались. Уже тогда пароходик был немолод, но и теперь, утяжелённый надстройкой второй палубы, он тем не менее ввязался в гонку с более новым и мощным судном. Битва скоростей вышла упорной: пароходы останавливались только там, где необходимо брать дрова или груз, а пассажиров на попутных пристанях высаживали чуть ли не на ходу. Через три месяца «Н. Сухотин» вошёл в историю совсем иным образом. 1 сентября судно грузилось в Нарыме, принимая груз и пассажиров. На палубе царила непонятная суета, но матросы не придали этому значения. А зря! Их пароходом бежал из нарымской ссылки Иосиф Сталин. Как только выдался подходящий момент, матросы ловко спрятали Сталина. Никто ничего не заметил. Минуты до отплытия были очень тревожными, ещё всякое могло произойти. Но вот наш стражник прошаркал по сходням вниз, лицо его было спокойным и простодушным. Он ничего не заметил. Пароход дал гудок и отчалил. Сталин уехал. Полиция узнала о побеге Сталина лишь на следующий день. Конечно, были приняты все меры по поимке, но поскольку в Нарыме тогда не было ни телефона, ни телеграфа, полиция не могла передать на следующую пристань, чтобы Сталина задержали. Организовать же погоню на лошадях по болотам или на лодке по реке было невозможно» Сэр Писатель. Через пять лет Сталин и его товарищи взяли в России власть, и на судьбе пароходов это отразилось самым непосредственным образом: все их переименовали. «Инженер-механик Гуллет» стал «Урицким», «Н. Сухотин» — «Хохряковым», а «Владимир» и вовсе поменял пол (не путать с палубой!) и закончил свою карьеру на Енисее под именем «Мария Ульянова». Постепенно прекратились и гонки — все пароходы принадлежали теперь государству, и смысла соперничать друг с другом у них не стало. Игорь Маранин © Copyright: Сергей Шрамко, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|