Кому это выгодно?

Сергей Шрамко: литературный дневник

Зоя БАРКАЛОВА
Кому мошенничество выгодно?
Разумеется, нашим банкам!

Подруга зашла ко мне в гости и у нее тут же зазвонил телефон.
- Я только из банка, - с укором сказала Людмила кому-то в трубку. – Вы же мне говорили, что кредит будет аннулирован. А он – вот он, висит!
На том конце провода что-то быстро говорил мужчина, а я, вслушиваясь в разговор, ахнула:
- Люда! Какой кредит? Ты же никогда не брала кредитов! И всегда гордилась этим! Я сообразила сразу.
- Это мошенники! Немедленно обращайся в полицию.
Динамик в телефоне у Людмилы такой, что я услышала, как мужчина обеспокоенно спросил:
- Кто там у вас? Никуда не надо обращаться! Мы же вам обещали, все будет в порядке.
Людмила отключилась и как-то озадаченно посмотрела на меня:
- Вчера позвонили из сбербанка на вацап. На аватарке был логотип сбербанка…
- Да ты что, Люда! Да на вацап можно любую аватарку прикрепить…И что?
- Сказали, что это служба безопасности сбербанка совместно со службой ФСБ. И предупредили, что на мой счет кто-то пытается оформить кредит. И для того, чтобы этого не произошло, мне нужно по-быстрому оформить кредит и отправить его на резервный счет сотрудника сбербанка в нашем городе. Кредит тут же будет погашен. Но система безопасности уже не сможет дать «добро» на кредит, так, как у меня уже будет оформлен кредит. А завтра, мол, вы пойдете в свое отделение банка и проверите, что кредита у вас нет.
Я медленно присела на стул, еще надеясь, что Людмила вовремя распознала мошенническую схему…
- Я все сделала, как меня просили. И перевела деньги на резервный счет. И только что вернулась из банка. Кредит висит…
- Сколько? – выдохнула я.
- Много! 350 тысяч!
Я схватилась за голову:
- Ты же живешь рядом, дорогу перейти, почему не пришла?
- Тебя не было дома, - спокойно сказала Людмила. – А они со мной беседовали два с половиной часа. У меня голова была просто как шар надутый…
-Вот и надули…- сокрушенно сказала я. – И сколько теперь тебе платить?
- По 9 тысяч в месяц!
- Это с твоей-то пенсии? Собирайся и пиши заявление в РОВД!
- А какой смысл? – удивилась Людмила. – Я все сделала своими руками. Понимаешь, все!
Все-таки я настояла, чтобы Люда съездила в полицию и написала заявление. Ее опросили-допросили. Сказали, что она не первая, и увы, не последняя. И что сделать, быстрее всего, ничего нельзя.
- Так телефон по-прежнему в сети! – удивилась моя бедная подруга.
Ей ответили, что на этот телефон в разных соцсетях зарегистрированы разные люди. И, скорее всего, это звонок с Украины…
Людмиле юристы посоветовали предпринять кое-какие действия, но она твердо сказала, что виновата сама. И будет теперь платить пять лет.
- Они меня еще пожалели, - вздохнула она. – Мне банк одобрил 500 тысяч.
Это случилось дней десять назад.
Мой муж чуть ли не каждый вечер разбирал этот случай со своим другом в гараже, где у того собственная автомастерская.
Уж друг-то молодой, продвинутый! Все удивлялся:
- Ну как же можно?!
А вчера позвонил тот самый друг. И обычно разговор у друзей бывает коротким. Они просто договаривались о встрече и все. А тут муж вдруг задержался, долго слушал, а потом вынес вердикт:
- Вот это они тебя обработали!
Слово- за слово, друг рассказал, что ему тоже позвонили на вацап. Представились работниками ФСБ, выслали фото удостоверения полковника федеральной службы безопасности и телефоны ФСБ. Рассказали , что кто-то пытается оформить на него кредит и все по той же схеме! Но гораздо интересней. Они вызвали Роману Яндекс-такси, чтобы тот срочно приехал в Воронеж по определенному адресу офиса сбербанка. Связь не отключали ни на минуту. То есть вели его кропотливо и долго. О довели... Тот приехал в Воронеж, за 170 километров от нашего города и попросил оформить на него кредит…
- Меня всего трясло, я ничего не соображал, - рассказывал Роман нам сегодня утром. – Это было 1 февраля. Они мне выслали всю мою кредитную историю, данные моего паспорта. Они были так заинтересованы вывести мошенников на чистую воду, что я и до сих пор не совсем уверен, что я прав, думая о них плохо!
Одним словом, на него оформили кредит в 250 тысяч под 27 процентов годовых с ежемесячным платежом в 30 тысяч рублей – что, извините, больше его зарплаты.
Эге-гей! Думаете, на этом все закончилось? На следующее утро ему позвонили снова. И опять сообщили, что такие же действия с его счетом проделывают в Альфа-Банке. А в нашем городе офиса этого банка нет, и нужно ехать в Воронеж опять. И Роман поехал на том же Яндекс-такси, заботливо вызванном и оплаченном «службой безопасности».
В середине дороги, под Бобровом, связь пропала и Роману успел дозвониться директор предприятия, где он работает. Ему доложили, что Роман отправился оформлять какой-то кредит в Воронеж и сразу понял, что дело нечисто! Директор приказал Роману немедленно разворачиваться и возвращаться обратно и сразу ехать в РОВД. А сам успел предупредить своего друга в настоящей службе ФСБ, чтобы тот встречал сотрудника в Воронеже, если тот все-таки туда доедет.
- Я видел, что мне звонил директор, он меня набирал постоянно! Но меня как заклинило! – рассказывает Роман. – Я не соображал, как взять трубку и отключиться от вацапа. Я не понимал, как это сделать!
Слава Богу, Роман внял приказу директора (спасибо местам в дороге без интернета!) и приехал в РОВД, где с 12 до 18 часов давал показания и у него при этом не проходило чувство вины за то, что он не доверяет таким честным и заботливым людям. И только, когда начал рассказывать и пересказывать, до него начало доходить, что произошло.
Он и сегодня еще не до конца пришел в себя. Правда, сходил в банк, убедился в наличии кредита. Сотрудники полиции опять развели руками. Сообщили, что на этом номере телефона уже 46 мошеннических действий. И что рассчитывать на возврат денег нельзя, так как это Украина, а теперь еще и Польша.
Сегодня Роману опять позвонил следователь и сказал, что вчера, уже после Романа, приехал парень из Лосева, которого точно так же «обули» на миллион. А совсем недавно – мужа и жену в А-Донской. Мужа на 1.5 миллиона, а жену на миллион. А в дежурке ждет еще один обманутый, но с ним еще не разбирались...
Я рассказала сегодня эту историю своей подруге, той самой. А та мне рассказала, что сама в течение двух дней не могла прийти в себя и адекватно мыслить. И что, встречая мужа со смены, очень радостно рассказала ему, как она и служба безопасности банка смогли провести мошенников и обезопасить ее счет.
- И только когда я начала проговаривать свои действия вслух, я поняла, что здесь что-то не так…
Я пишу это не для того, чтобы предупредить моих читателей и подписчиков не брать телефон с незнакомых номеров.
Но и для того, чтобы задать несколько вопросов. Понимаю, что вопросы риторические.
И все же…
Первое! Каким образом персональные данные вкладчиков сбербанка с развернутыми и подробными историями кредитов оказываются у третьих лиц? Думается мне, что это преступный грешок сбербанка и службы его безопасности. И кто-то должен ответить за утечку информации.
Иначе, зачем мы даем подписку о неразглашении наших персональных данных? А если сотрудники сбербанка, как и других банков, приторговывают нашими кредитными историями и паспортными данными, то тут уже можно подавать коллективный иск о защите персональных данных и моральном и материальном ущербе на банк!
Второе! Все эти телефоны по-прежнему в сети. Их что нельзя пробить, чтобы установить местоположение злоумышленников?!
Третье! Сотрудники полиции утверждают, что ничего они не найдут и дело это бесполезное. Это говорит о непрофессионализме наших полицейских, следователей, дознавателей или просто о нежелании расследовать подобные дела? Может, боюсь предположить даже, кто-то в этом заинтересован- не давать ходу таким делам? Кто-то, простите, в сговоре?
Ничего не утверждаю! Просто рассуждаю…
И четвертое! Где была служба безопасности банка, когда перед сотрудником сидел заторможенный, явно не в себе клиент, и оформлял кредит?
Ведь там и фотографируют, и снимают на камеру! Алё! Если вы – психологи и профессионалы, то вычислить человека заблудшего и явно под психологическим воздействием, не составит труда!
И пятое! Я понимаю, что банкам, которые сегодня обзванивают всю Россию и убеждают дураков брать кредиты, очень выгодно, пусть даже таким подловатым способом, получить десятки тысяч обманутых жуликами клиентов, которые многие годы будут отдавать украденные у них деньги с процентами. Но если мошенники, ничего не стесняясь и никого не опасаясь, действуют в таких масштабах, то не пора ли банкам предпринять особые меры безопасности, не сразу предоставлять кредиты, а делать небольшую – недельную или хотя бы суточную отсрочку в использовании кредитного продукта? Чтобы человек мог прийти в себя!
И шестое! Самое тяжелое!
Простите за выводы, но они напрашиваются сами собой.
Если наши следователи утверждают, что эти действия совершаются злоумышленниками со стороны Украины и Польши, значит, можно смело утверждать, что на средства российских обманутых клиентов банков закупается военная техника и ведется война против нас же…Против нашей России.
Жертвы мошенников финансируют войну против нас.
А это уже преступление, господа хорошие. И тут уже надо заставить банки перейти на более действенные и человеческие методы безопасности. А службе ФСБ взять под особый контроль работу банков. Всех!
А иначе, ребята, это предательство! Называется - измена Родине!



Другие статьи в литературном дневнике: