Оптимистическая трагедия

Валерий Шум 12: литературный дневник

Эту штуку написал Всеволод Вишневский.


В советские времена шла одноимённая пьеса во многих российских театрах. В частности, Ленинградском Академическом Пушкинском (Александринском), театре.


Роль Вожака исполнял Юрий Толубеев, Сиплого – Соколов, а уж кто – Матроса Алексея и Комиссарши – не помню.


Зато позже вышел убивающий наповал фильм с Вячеславом Тихоновым, Маргаритой Володиной и Борисом Андреевым.


Короче, речь там шла о матросах-анархистах, движущихся буревестниках, так сказать, пролетарской революции, гореть им в аду…


«Мы по три раза сифилисом болели…» - откровенничал персонаж пьесы Сиплый, а роль Вожачка изображал гениальный Эраст Гарин:


«Зыдаро-ово-о, брата-ан!» - обращался Вожачок-Гарин к Сиплому, - «А где Вожак? Говорят, его изжога мучила?!


«Больше не мучает…» - отвечал Сиплый-Санаев.


И всё это под незабываемую мелодию Гражданской войны: «Была бы шляпа, пальто из драпа, а остальное трын-трава…»


Считается, что прототипами «Оптимистической трагедии» были Лариса Рейснер и Фёдор Раскольников. Не слабый псевдоним для положительного революционного матроса, не правда ли?


Сколько же он головушек-то невинных раскокал в бытность юным анархистом, этот будущий буревейстник…


А вот теперь этот фильм не показывают. Никогда, и ни при каких обстоятельствах.


Неподдающийся осмыслению пространственно-временной пласт? Возможно, зачем кому-то всё объяснять и теребить малопонятные струны прошлого. Археологи придут позже.


Не заслуживающий пристального внимания литературный материал? Кто его знает, что Литература, а что полоса из газеты «Из рук в руки». Нынешние критики вынуждены заниматься бизнесом.


А мне вот кажется, что кто-то чего-то там всё же побаивается. Опасная эта штука – анархизм.








Другие статьи в литературном дневнике: