Шуликуны

Варвара Солдатенкова: литературный дневник

ШУЛИКУНЫ
святочные духи, которые накануне Рождества или Нового года выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в реки и проруби.


206. Чуликины-то, появляются за пять дён до Рождества. Шум стоит, чиликуны понаехали. Головы востры, жопы пёстры. Да скажут, на коже-то, на коже чиликуны-те едут. У них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают и шапки у них остры, долги-те шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, чуликуны придут, веретён тебе много принесут; Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья.
Детей пугали, говорили в Игнатьев день, что чиликуны из проруби вышли. Приедут, спустят в прорубь. Говорили, что у них на голове мешок.
Девчонки ходят слушать на росстань, возьмут овчину, обязательно с хвостом, положат на три дороги, захватятся мизинцами, зачурятся . А им говорят: «Вас чиликуны утащат в прорубь».
На Святки на реку с крёстным ходом ходят, а потом говорят, теперь всех шуликунов в речке, в Ердане потопили, некого бояться (Арх., Пин., Немнюга, 1984).


207. Чиликуны из болота выходят, маленьких детей подбирают, кто на улице долго ходит, в болото укосят. Они таки; мокры;. На шапке у них что-то есть. Выезжали в четверг, до Рождества. Скажут, колотятся чиликуны-те. Когда чиликунов-то прогоняли, святу; воду брали (Арх., Пин., Шардонемь, 1984).


208. Чуликуны в Рождество из воды выходят, в Кутейник забрякают на железных ступах. На человека похожи, шапки с остряком, в белом кафтане самотканом, вроде как подпоясаны кушаком. Чуликуны по деревне ночью ходили, всех пугали.
В этот день старые люди не ели от звезды до звезды. Если увидишь чиликунов, креститься надо (Арх., Пин., Шардонемь, 1984).


209. Нас рани стращали, все. 25 декабря Игнатов день, говорят, сегодня выйдут чуликуны. Говорили: «Спи, а то чиликуны придут, спите, а то чиликуны приехали». На Рождество они выезжают из воды на ступах, на медных ступах, в роте-то огонь. Они говорят; «Стретьти изгебь-ти опредено ли?» Они по улице едут и в окошки смотрят. Мы боимся, пугалися.
А уедут-то чуликуны-ти на Крещенье. Когда окунут крест, цуликоны, говоря, схо;дя; на Крещенье всё кончается (Арх., Пин., Кеврола, 1984).


210. Шуликуны с Рождества до Крещенья. Скажут, вечером не гляди в окно, шуликуны утянут. Они на печи на калёной ездят. Наверно, натопят печь и поедут. Церковь обрестована, там коцегарка, вот и ходят (Арх., Пин., Засурье, 1984).

211. В Кевроле дом провалился. Там вечеринка была, они в дом зашли, у их во рту как огонь, зубы-те светят, они заплясали, и дом пошёл в землю (Арх., Пин., Немнюга, 1984).


212. Чуликины в лесу живут, чёрные, волосы чёрные, лицо чёрное и ноги чёрные. Они на цыпочках ходят. Мы куклу наряжаем чуликином, всё чёрное, а на груди красное (Арх., Пин., Веркола, 1984).


214. Шуликены в святочное время выезжают из проруби на конях в санях. Страшны, востроголовы, изо рта огонь, в руках калёный крюк, им загребают детей, кто в это время на улице (Арх., Пин., Засурье, 1985).


215. Когда река стоит, дак чуликуны-ти выедут из пролуби. Шуликины-ти нa одном полозе ездят один полоз, так уж без саней.
Малых ребят запугивали, в Рождество скажут, не надо боле играть. Пугали, циликуны приедут, наденут шапки красны, в роту красно, в носу красно и глаза-ти красны, в роту как огонь горит. Говорили, боле нельзя на вечеринках сидеть, цуликуны приехали (Арх., Пин., Веркола, 1984).


216. Нас самих, маленьки были, пугали, что шуликунов зовут, когда не слушаемся. Шуликуны-люди какие-то, лишенцы, говорили, ну, лишоны, родного места, в революцию выселены были, они лишились существовать. Ещё это неблагонадёжны, власовцы; шуликун от духовенства шёл, они с религией должны быть, в рясе такой. Я представляю, про лишенцев только у Некрасова можно прочитать (Арх., Пин., Засурье 1985).


* Из книги Черепановой О. А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера, СПб 1996



Другие статьи в литературном дневнике: