Происхождение Руси. Некоторые мысли

Лев Агни: литературный дневник

На академия.еду обсуждался вопрос по колбягам, еще раз сопоставив различные известия по русам, варягам, перечитав ПВЛ, все же я больше убеждаюсь в том, что русы - это не этнос (квазиэтнос) скандинавов в начальном понимании. ПВЛ не знает места обитания русов. Русь предстает социо-профессиональной категорией, собирательным названием людей, связанных со своей деятельностью и неким географическим ареалом. Причем, эти понятия возникали не ранее XIв., за исключением руси. Именно в XI в. появляются в византийских источниках варанги, кулпинги (колбяги). Собственно и варяги/варязи - обозначение XIв. ПВЛ описывает карту ойкумены в представлениях XIв. Дополнительно, в ПВЛ англяне попадают в определение варягов - скандинавов. А что мы знаем по событиям XIв.? К и в XIв. Англия подвергается опустошительным набегам норманов и англо-датскому симбиозу. Надо полагать, произошло это до 1066г. и последующего мощного французского влияния (Вильгельм был все-таки Гиймом, говорившем на французском, а не Вильгельмом и уже давно не норманом, а был норманДцем). Отток населения шел из восточной Англии по маршруту, давно известному норманам - Балтийскому морю. Из Англии проще добраться до Балтики, пересечь ее, пройти речную систему Русской равнины и далее достичь Константинополя, нежели огибать Европу и затем следовать по Средиземноморью, где полным-полно было сарацинских пиратов, особенно на Балеарских островах. В Византии с этого времени появляется множество инглинов, становясь синонимом наемника на службе у греческого императора. Видимо, отсюда и агляне - часть варягов. Судя по тому, что жена Мономаха Гита присоединилась к крестоносцам и Русь - была проходным двором для иностранцев, часть крестоносцев двигалась через Русь, по известному маршруту. Вся северная Европа за счет норманов, их путешествий, была связана с Русью, главным образом, с целью контактов с Византией, поскольку поток арабского серебра угасает, контакты с Византией выглядят предпочтительнее. Этим же путем вероятно проникновение "сказания о призвании саксов" (земля наша обильна, придите и володейте) в изложении Видукинда Корвейского в его "деяниях саксов". С. Сендерович "Англо-саксонские параллели к агиографии Бориса и Глеба" https://www.academia.edu/22716356/-?auto=download


продолжает искать вероятность влияния англосасконцев на Русь.



Как бы то ни было, но вся северная Европа предстает некой страной со своими мощными культурно-экономическими связями, что и отмечено в космогоническом прологе ПВЛ. Это еще раз говорит о том, что летописец описывает современную ему картину (в представлениях его и его современников) мира, когда он излагает легенду о призвании Рюрика он излагает легенду, а не официальный отчет, скрепленный печатью и подписями 860-х годов. Точно так же Тит Ливий излагал легенду о Ромуле и Реме, а не официальный отчет постройки Рима времен жизни трех братьев. Следует в легендах искать исторически возможных реалий, а не наоборот, легенды приводить в качестве исторических фактов и от них писать "историографию".


Далее. Обозначение викинга - по сию пору представляет лингвистико-историческую проблему в обозначении конкретных людей. Другое обозначение - норманы является более понятным - люди с севера. ПВЛ знает названия урман, свеев и т.д., но не знает место жительства русов. Для летописца, знавшего берега Балтики, знавшего карлоингов и пр, довольно странно не знать места обитания русов. "Не знают" русов и позднейшие русские исторические источники. Обычно у всех переселенческих народов есть легендарная родина - либо сохраняется в памяти и сказаниях, либо другим способом, через контакты. Но русь не знает своей родины. Следует ли понимать слова летописца: как свеи, урмане, готы, англяне относятся к варягам, так и эти, русь относится к варягам собирательным названием - соционимом, т.е. собирательное обозначение выходцев из перечисленных народов, варягов, связанных определенным родом деятельности (в данном случае, похоже, "гребцы")? Скорее всего, да. Греки русь называли через "о", что совпадает с греческим словом "грести", оно же совпадает с "красным", из-за чего возникает ошибочное чтение некот. византийских источников как "корабли русов" вместо "корабли императора".



Пытаясь подобрать соответствующее слово для категорий средневековья и раннего средневековья не знающего понятия этноса, пока у меня больше формируется термин "землячество". Именно "землячеством" проникнуты русские летописи: ростовцы, новгородцы, смоляне, галичане и т.д. Не знаю как обстоит дело в других языках, но для русской истории и в русском языке пока для работы подбирается такое слово. Точно так же и свеи и урмане и даны не имеют своего единства, все они группируются вокруг регионов, земель, вокруг религиозных центров.



Другие статьи в литературном дневнике: