Родиться в России - счастье или наказание?

Лев Агни: литературный дневник

Разгребал в своем компютере файлы с книгами и со статьями по истории (в основном), наткнулся на книгу Тима Скоренко "Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II". Москва, Альпина нон-фикшн, 2019. Начал читать...и зачитался, легкий слог, трезвость мышления, юмор и ирония привлекли меня. После тяжелых научных текстов, это стало чем-то вроде легкой прогулки на свежем воздухе. Кстати, книга подвигла меня приняться за очерк по теме отсталости России, изначально невыгодном положении России в начале её существования. Тем замечательны темпы её ускорения развития. Вот только это должно служить примером для работы нам всем в современности, а не для кичливой раздутости, какими замечательными были наши предки. Они сделали свою работу, а вот мы можем растерять весь свой потенциал, созданный ими задел, чтобы похерить и науку, и образование и всё прочее. Книгу пока не прочитал, но интересные мысли почерпнул: "первый полноценный закон об интеллектуальной собственности был принят лишь в 1812 году. В период между этими двумя датами привилегии выдавались нерегулярно, по специальному прошению и милостью правящего императора или императрицы. Поэтому количество их было исключительно мало: всего 76 патентов между 1748-м и 1812-м. Для сравнения: первый патент Соединенных Штатов Америки был выдан в 1790 году (на самом деле патенты существовали на американских территориях и раньше, в бытность их британскими колониями), и за первые 22 года этой практики молодое государство выдало 1855 патентов" (С. 47).



Первый документально известный русский изобретатель - А.К. Нартов (1693 - 1756).


Про Нартова: "Нартов не то чтобы опередил свое время, он просто родился не в том месте. Его книга была передовой и наверняка стала бы сенсацией в Америке и Европе, где уже существовало авторское право и работали патентные бюро".


Про Кулибина:


"Так что о Кулибине мы знаем изрядно, если сравнивать с инженерами допетровской эпохи. И придумал он очень много. Но ни одно из его
изобретений, могущих поспособствовать мировому прогрессу и облегчить жизнь людям, не имело успеха. Казна с радостью раскошеливалась на
несерьезные проекты — фейерверки и шутихи, лифт и самобеглую коляску для престарелой императрицы, заводные часы и механические игрушки. А вот спроектированный Кулибиным нормальный мост через Неву так и остался проектом. И прожекторы для уличного освещения — тоже. В США он получил бы, наверное, под сотню патентов, стал бы обеспеченным человеком, но он родился в России и потому, как и прочие изобретатели, половину жизни потратил на обивание порогов".


Про Котлина: "В течение трех недель нагнать упущенное за 30 лет — очень по-нашему".


"При этом Россия, как и прежде, не стеснялась разбазаривать лучших
инженеров: уехали Доливо-Добровольский, Яблочков (который позже на
свою беду вернулся), Лодыгин и др. Сдались, так и не внедрив свои
разработки, Пироцкий, Игнатьев, Корсаков, Болдырев. Каждый случай
русского успеха был исключением из общего правила, подразумевающего
многолетнее хождение по инстанциям и полное невнимание властей или
потенциальных инвесторов.


В целом то, что я описал, объясняется просто. Невозможно жить в
изоляции. Невозможно отрицать мировой прогресс и, что самое главное,
способности собственного народа. По сути, все эти патентные законы были
«революцией снизу». Когда масса оказывается критической, правительству
приходится под нее подстраиваться. Когда стало понятно, что даже
закупать иностранные технологии без собственного патентного закона
практически невозможно, его приняли. Когда царь был уже не в силах
лично принимать решение по каждой заявке, приняли новый закон. Хотя,
конечно, русское правительство всегда сопротивлялось прогрессу до
последнего. Это пресловутая синусоида русского технологического
развития".



Вот и думаю: родиться в России - счастье или наказание? Или и то и другое?


P.S. Какая-то заколдованная страна.



Другие статьи в литературном дневнике: