Образ злого русского в Германии времен Первой миро

Лев Агни: литературный дневник

"В статье анализируются главным образом сообщения немецкой печати о событиях в Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 г. Неожиданное вторжение российских войск в пределы Германии и быстрая победа над ними стали первым и одним из важнейших оснований, на которых формировался образ русского врага в пропаганде и массовом сознании (в дальнейшем существенную роль сыграл также опыт солдат и офицеров Рейхсвера, воевавших на российской территории, проходивших службу в оккупационных войсках и побывавших в русском плену). Эти же события использовались и для того, чтобы подчеркнуть мужество и героизм немцев в противовес «варварству» русских, а уничтожение 2-й российской армии во время Восточно-Прусской операции получило в германской литературе наименование битвы при Танненберге, что давало возможность представить его как своеобразный реванш за разгром войск Тевтонского ордена в Грюнвальдском сражении 1410 г.(Танненбергская битва в немецкой традиции)".



Образ врага в сознании русских и немцев в годы Первой мировой войны. (Сводный реферат) // Россия в Первой мировой войне: новые направления исследований. Сборник обзоров и рефератов (Препринт). М., 2013. С. 151.



То есть, немцы считают (или считали?), что им тогда под Грюнвальдом русские "наваляли", а не поляки и литовцы?
__________________


"На немецких же карикатурах черты лица «русского» при сохранении в целом довоенных изобразительных приёмов всё более приобретали оттенок дегенеративности. А при изображении противников в облике детей, когда существовавшие культурные нормы не допускали чрезмерных искажений лиц, своеобразным признаком «варварства» становились неопрятные волосы (IV/0907). Типичная юмористическая гиперболизация использовалась уже по сути для передачи смыслов, характерных для расистского дискурса11. Это позволяло примитивизировать «русского», перемещая его вниз по лестнице эволюции. Современники отмечали, что на одной из картинок казак имел «лицо и волосы как у доисторического пещерного человека»12. И если фигура «дикаря» в европейской культурной традиции имела и позитивные коннотации («благородный дикарь»), то в образе «русского» отчётливо ощущалась именно биологическая неполноценность или, как минимум, неравноценность".



Медяков А. С. «Грязный злой русский». Образ России на немецких открытках Первой мировой войны // Российская история – 2018. – Выпуск 6 C. 65-83 . URL: russian-history.ru/S086956870... (дата обращения: 27.01.2025). DOI: 10.31857/S086956870002291-1



Другие статьи в литературном дневнике: