Столкновения с неизвестнымиБыло время, когда мне было ясно и понятно всё, что меня окружает. Ну, точнее, почти всё. Конечно, имелась граница, за которой существовали неясности, но она была далеко. И было не до неё. Так мне тогда казалось. И тогда же внутри меня обитало чувство определенного душевного комфорта Сейчас граница неясностей ко мне стремительно приближается, точнее, уже приблизилась, и приблизилась настолько, что возникает ощущение потери всех точек опоры существования в этом мире. Сказано достаточно сильно, и неплохо было бы объясниться. И тут же является первая неясность, или неизвестность: кому объясниться. Нас тут много, но мы все разные. Есть значительный разряд тех, которые сейчас такие, каким был я. Т.е., которым всё ясно. Ну, почти всё. Им мои объяснения не нужны. Отбрасываем. Те, кто остаются, тоже все разные. Многим из них мои вопросы покажутся надуманными, так как у них свои вопросы, которые отличны от моих и кажутся им более важными. Отходим в сторону. Тем не менее, я предполагаю, что есть и такие люди, которым мои рассуждения будут близкими к тем, что волнуют и их. Вот они-то меня могли бы и послушать. В прошлом, среди тех, кому многое (почти всё) было понятно, были проповедники. Они мучительно доходили до понимания своим собственным умом, потом у них наступало озарение, а после озарения никаких вопросов больше не возникало. Тогда они начинали талантливо проповедовать обо всём, что им стало ясно, и своими проповедями они стремились собрать вокруг себя как можно больше сторонников. Почему? Потому что с самого начала абсолютно для всех существовала абсолютная истина, что в одиночку, как Робинзон Крузо, человек полноценно существовать не может. Однако, как известно, однозначного понимания истин, кроме абсолютной, названой выше, среди людей не бывает. Проповедники обходили этот весьма существенный момент с помощью притч, т.е. иносказательных рассказов, в конце которых имелось нравоучение. Примеры приводить не буду. Любой может взять Библию: там великое множество всевозможных притч. Хорошая притча обладает свойством быть понятной всем. В ней – кажущаяся простота, и дурак ее понимает моментально. Тот, кто посильнее умом, чувствует глубину и сам додумывает, что хотел в иносказательной форме донести проповедник. И, парадокс, недосказанность, иносказание в притче приводило к согласию между людьми, и люди объединялись. В библейские времена мир был значительно проще, чем сейчас. В настоящее время объясняться с помощью притч невозможно. Приходится называть вещи своими именами. Вчера дочь принесла несколько книг для написания школьного реферата по всемирной истории. Одну из них я взял полистать. Называется "История гестапо", автор – некий француз. Решил полюбопытствовать: в книжке почти полтысячи страниц. Серьезное исследование. Там много интересных с точки зрения исследователя подробностей. В предисловии автор сказал, что писал книгу десять лет. Все знают, чем кончилась история гестапо. А также и коммунизма с социализмом. В этих историях есть один существенный момент: вокруг данных идей в прошлом объединялись гигантские массы индивидуумов. Кровей было пущено – море. Сейчас другое время. Каждый индивидуум считает себя центром мира, и никаких авторитетов. Но у меня есть подозрение, что наше время тоже чревато потрясениями. Мелких – уже сейчас сколько угодно. Однако предчувствую, что назревает нечто более серьезное. Что же делать, чтобы его избежать? Вот то-то и оно, что неясно. Я назвал лишь несколько неизвестных. Их гораздо больше. Писать о них или не писать? Сколько лет писать? Для кого? Для себя – глупо. Для других - не успею все охватить. А главное, не смогу ответить на вопросы, потому что и сам ответов не имею. Ответы могут появиться в процессе, но проповедники тоже так думали, а в итоге их ответы оказались иллюзиями. Вот какую ситуацию я имел в виду, сформулировав высказывание: куда ни глянь, всюду бесконечность, а времени в обрез. Новые науки: системология, синергетика, эниология Ссылки: http://www.orda2000.narod.ru/eniologi/mery.htm
© Copyright: Вадим Бережной, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|