Артель БронзоарматураУникальное производственное образование советского периода Эпопея Бронзоарматуры начиналась примерно с 1946 года. Тихий просторный дворик на улице Приморской постепенно нагромоздили стройматериалами, и закипела работа. Автору тогда исполнилось ПЯТЬ ЛЕТ. Конечно, видения детства отрывочны и фрагментарны. Но хорошо помнятся все цеха, куда мы, пара малышей, хотели непременно сунуть свои носики. Уж не знаю, каким образом, но поспенно мы узнавали все подразделения артели. Это было предприятие с полным законченным циклом. Его численность была человек, может быть, пятьдесят, не более. Начать нужно с литейного цеха. Или даже с формовочного отделения. Там мы узнали слово "опока". В квадратный ящик без крышки насыпали меленький, как пыль, песочек сероватого цвета. Туда вминали форму из дерева в виде корпуса водопроводного крана. Две такие формы соединяли вместе, скрепляли винтами и оставляли специальное отверстие для заливки металла. Начальником снабжения был толстый человек с зычным басом по фамилии Сирота. Он въезжал во двор, сидя на подводе, запряженной парой лошадей. Возница сидел рядышком и погонял лошадок кнутом со словами "Во-о-о!" Подвода была заполнена тяжеленными бронзовыми чушками. Две мощные грузчицы в брезентовых брюках принимались разгружать подводу, подбадривая себя матерными словами. Я запомнил те словечки, но повторять их здесь, конечно, не буду. Литейный цех имел печь для расплавления бронзовых чушек, эту печь топили, как сейчас помню, коксом. Первый раз тогда слышал такое слово и щупал руками темносерый ноздреватый камень с неизвестным названием "кокс". После литья расплавленного металла в опоки и его остывания, эти квадратные ящики вытряхивали от песка и вынимали еще тепловатые изделия, от которых торчали "летники". Заготовки отправляли в токарный цех. В токарном цехе стояло штук пять или более токарных станков. Самый главный из станков назывался ДИП-500. Слово "ДИП", оказывается, было аббревиатурой лозунга "догнать и перегнать". Кого догнать? Ясно кого... Главным токарем был дядя Аарон Гершензон. Он был одет в промаслянную "робу" и очень ловко крутил ручки того огромного станка, который визжал и плевался витыми бронзовыми стружками. Кроме кранов, которые называли словом "вентиля", в артели делали бронзовые "ступки" с "пестиками". Вот их-то большей частью и точили на огромном токарном станке под названием ДИП-500. Был цех под названием Гальваника. Властвовали там двое дядек неряшливого вида, неразговорчивых и замкнутых. "Мальчик, уходи отсюда", говорили они всегда мне, пятилетнему пацану, которого одолевало любопытство. Помню, что там большие ванны, заполненные синезеленой непрозрачной жидкостью, куда они сбрасывали множество деталюшек. Они делали операцию "никелирование", как пацану однажды удалось узнать. Еще в артели Бронзоарматура делали горелки для примусов. Что такое "примус" сейчас, наверное, мало кто помнит. "Примус" значит "первый". Легко себе представить, как мы все вернемся к примусу, если вдруг в газовых коммуникациях внезапно не станет горючего газа. А ведь мы помним такое время. Было время, когда горючего газа не было, и население готовило еду на прмусах и керогазах... © Copyright: Вадим Бережной, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|