Существует т. н. мелкобуржузная психология

Вадим Бережной: литературный дневник

........ Внезапно в голове возник вопрос о существе мелкобуржуазной психологии. Что это такое и каково её отличие от крупнобуржуазной психологии? Характерно, что слово "крупнобуржуазная" в словарях отсутствует. Впрочем, все это уже расписано, рассусолено бесчисленным слоем "теоретиков", тут каждый может поупражняться в словоблудстве. Но главный факт состоит в том, что даже высокообразованные люди могут запросто что-либо украсть, утащить домой из государственного учреждения, и не будут при этом испытывать ни малейшего угрызения совести, будут считать это как бы самим собою разумеющимся. Даже среди как бы высокообразованных и как бы крупных специалистов есть люди с психическим отклонением, именуемым "клептоманией". Такие люди вполне могут прийти в гости к своим друзьям на какой-нибудь серьезный семейный праздник и утащить под шумок серебряную ложечку. Вот это свойство (либо затаенная психическая болезнь) и есть один из признаков поражения человека мелкобуржуазной психологией. Подчеркнем: ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ, причем, может быть, не первый, но и не последний. Как говаривали наши люди: Одесса - не самый первый город Российской Империи... Но и не самый второй. Мелкобуржуазной психологией Одесса была поражена всегда, и "до того", и после того
........ Клептомания = болезненное влечение к воровству (краже). В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.2. "Клептомания — страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения. Термин этот возник в начале XIX столетия, когда французская психиатрическая школа развивала учение о так называемых мономаниях, то есть когда допускали, что душевная болезнь может заключаться в болезненных наклонностях, например, к убийству, самоубийству, поджогам и т. п., без всяких других явлений помешательства. С этой точки зрения клептомания рассматривалась как мономания, характеризуемая наклонностью воровать.
....... "Нередко случается, что субъект, во всех отношениях порядочный, притом обладающий достатком и положением в обществе, попадается в воровстве таких малоценных вещей, что кажется невероятным предположить здесь преступное намерение. Но в то же время эти кражи обставлены так, что нельзя не признать в них явного стремления присвоить себе потихоньку, безнаказанно чужое имущество.
....... "Как бы ни были загадочны такие случаи, нередко субъект оказывается душевнобольным.



Другие статьи в литературном дневнике: