Химия урок номер одинУдивительное дело, но сегодня мы встречаем довольно большое число молодых людей возрасте от 15 до 25 лет, которые абсолютно не знакомы с такими науками, как физика, химия, астрономия. Не говоря уже о средней и высшей математике. А я помню величайшее удовольствие, которое я испытывал в течение целого года, будучи учеником 8-го класса одесской десятилетки, когда нам с моими коллегами довелось изучать предмет ХИМИЮ с простой школьной учительницей Еленой Васильевной Григоровой (ЕВГ). Физику тогда я уже знал (думал, что знал) неплохо, но о химии слыхом не слыхивал, видом не видывал. И вот на первом же уроке восхитился, и восхищение не проходило целый год. ЕВГ пришла на урок со своей лаборанткой (в то время в школьном кабинете химии в 1955 году существовала ОПЛАЧИВАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ ЛАБОРАНТКИ ХИМИЧЕСКОГО КАБИНЕТА). Школьный кабинет химии (как и школьный кабинет физики, но об этом потом) был прекрасно оборудован огромной номенклатурой химических реактивов, стеклянной химической посудой (пробирки, всевозможные колбы, реторты, аппараты перегонки, возгонки, аппараты Киппа, притертые пробки, зажимы, кучи штативов, т.д. и т.п.). ЕВГ принесла с собой деревянный ящичек с наглядными пособиями. Первым делом она познакомила нас с различными запахами, источаемыми химическими реактивами (и с внешним видом тоже). Мне досталось нюхнуть запах нашатырного спирта, которого я до того не знал. И этот запах, и это впечатление, и эта интрига остались надолго. Впечатлилось, потому что учительница показала классу большое количество различных доселе невиданных вещей. Она взяла маленькую колбочку с одной бесцветной прозрачной водой, в другую руку колбочку с другой бесцветной прозрачной водой, потихоньку накапала маленькой струйкой из одной колбочки в другую, и вдруг бесцветная прозрачная вода приобрела яркий малиновый цвет! Это было самое настоящее чудо. Затем она снова взяла колбочку с бесцветной прозрачной водой, налила в нее немного бесцветной прозрачной воды из другой колбочки, и вдруг на дне этой колбочки стал возникать какой-то белый творог. Это были какие-то невиданные чудеса, и эти чудеса требовали "разоблачения". И тогда мы, завороженные увиденным, услышали, что веществ в природе невообразимое множество, но их можно разделить на две большие группы: на простые вещества и на сложные. Все простые вещества называются химическими элементами. Таких химических элементов на тот момент было примерно 92 - 94. Оказывается, все простые вещества состоят только из одного сорта мельчайших частичек, которые называются АТОМАМИ. "Атом" по гречески это "неделимый". Простые вещества в природе могут находиться в одном из трех состояний. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. При комнатной температуре в жидком состоянии может находиться только одно простое вещество, оно называется латинским словом "Гидраргирум", а по-нашему просто ртуть, ту, что видим в градуснике. Простые вещества - железо, медь, свинец, и др... Простым веществом является сажа, а по-научному обыкновенная сажа есть вещество, называемое "карбониумом". Но весьма удивительным на тот момент оказалось утверждение учительницы о том, что обыкновенная сажа из печной трубы (а в то время о газовых плитах никто и слыхом не слыхивал, во всех домах были дымоходные отопительные печи, где сжигали каменный уголь или кокс, и там в дымоходах накапливалась обычная сажа) и кристалл алмаза есть одно и то же простое вещество, состоящее из одинаковых атомов углерода. Лично для меня и моего приятеля Витюши Лебедева это сообщение было чрезвычайно поразительным на целых несколько дней. Конечно, на одном из следующих уроков ЕВГ рассказала о предыстории своей науки. Она рассказала об АЛХИМИКАХ, искавших в течение столетий ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ, дающий вечную молодость. Среди богатых сеньоров было модно и престижно держать в подвалах своих замков алхимиков и алфизиков (физических философов), которые там производили величайшее множество всевозможных загадочных опытов, желая (попутно и заодно) превратить ртуть в золото и найти рецепт для философского камня. За столетия этих опытов алхимики и алфизики изучили множество природных веществ, камней, минералов, жидкостей, газов и таким образом накапливали опыт и конденсировали полезные знания и навыки. История естественных наук (ботаники, зоологии, географии) и великих путешествий сама по себе увлекательнейший предмет для юношества, но нельзя объять необъятное, молодость нужно продвигать по пути ОБРАЗОВАНИЯ, и потому талантливые учителя детства и юности - благороднейшие люди, которые могли нас увлечь, возбудить любопытство и зажечь факел познания своими увлекательными рассказами и демонстрациями. "Ум юноши - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь" - кто сказал? © Copyright: Вадим Бережной, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|