Эту запись делаю для себя

Вадим Бережной: литературный дневник

А, кстати, для себя ли или для кого-то были здесь все мои записи? Странный вопрос
Но я не о том. Вот какое видео стоило бы, наверное, послушать:
"Критика чистого разума в доступном изложении"
https://www.youtube.com/watch?v=TZvTkNgrH9w
257 231 просмотр 17 февраля 2020;года. Богатырев Дмитрий Кириллович - доктор философских наук, профессор.
Создана расшифровка этого видео, глубокая моя благодарность тому, кто это сделал
Вот небольшой фрагмент этой расшифровки: "Кант говорит в первую очередь о научном познании, которое осуществляется в математике и математическом естествознании, поскольку он говорит, что есть различие между познанием, с одной стороны, и представлениям, с другой стороны, между познанием и мышлением в познании. Мы должны как бы соединиться с тем предметом, который мы познаем, схватить его и сделать своим, в то время как представлять мы можем все, что угодно, то-есть также и мыслить мы можем обо всём, что угодно. Он говорит, что сама история положительных наук свидетельствует о том, что эти науки чего-то добиваются, в то время как если мы посмотрим на историю метафизики, мы увидим бесконечный спор, поэтому давайте будем исследовать то познание, к которому мы движемся в области
естественных наук. Что же это там за такое особое познание? Для этого познания характерны две очень важные вещи и повторю: во-первых, это знание носит характер
всеобщие и необходимые то есть истинный математики там все всеобщий и необходимый характер, те законы, которые открывает физика, тоже носит всеобщий характер, всеобщность и необходимость. Во-вторых, это знание носит скажем в этом знании есть некоторая прибавка есть нечто новое например мы можем сказать что 4 состоит
из двух плюс 2 но здесь нет никакой новизны это знание носит аналитический характер а важно чтобы знание носила и всеобщий и необходимый характер и в то же время она носила синтетический характер и вот кант говорить что конечно опытное знание может нам дать новизну в частности мы вот завтра выйдем на улицу и увидим что идет дождь или светит солнце но это будет завтра после завтра это не относится уже никак а вот как возможно такое знание которое носит с одной из он и всеобщий и необходимый характер а с другой стороны синтетический то есть грубо говоря как возможны синтетические суждения априори то есть до всякого опыта говорит к именно на таких у суждениях строится математика и математическое естествознания еще раз повторю что в аналитических суждениях мы действительно можно найти всеобщее необходимые вещи от четверку на две двойки разложить это несложно и в опыте мы можем также найти новизну а как нам найти как возможны такие суждения в которых происходит прирост знания но этот прирост знания хотя и стимулируются опытом но от конкретных случаев опыта не зависит его сформулировать так свою задачу как двинулся в сферу исследования человеческого познания но подобно тому как коперник не просто провозгласил что этот солнце является центром нашей системы нашей вселенной но и выстроил свою систему он исследовал там как планеты вокруг солнца вращаются собственно kopernik омские система астрономии в этом состоит как говорит что наше познание проходит три ступени собственно говоря
это вещи банальная и до канта говорили так многие другое дело что развитие положительных наук в эпоху нового времени ну как-то хорошо подтвердила вот нас и тела плотью и кровью вот эти предположения плоти и крови фактов вот эти предположения канта первая стадия чувственность то есть всех материал который мы получаем мы получаем из чувственного опыта хочу сразу сказать что по отношению положительным наукам физики химии и географии конечно так оно и есть с этим спорить вот первая часть чувственность но чувствует сама по себе представляет собой лишь некоторый поток поток ощущений и восприятий образов познание ведь не состоит из того что мы бы не что воспринимая и создаем образы и животные воспринимают животным тоже характерно чувствуете как не затрагивает эту тему следующая важная ступень познания это рассудок то есть та сфера где мы на основе соединения того или иного чувств представление выносим суждения рассудок и слова судить суп носить рассудок дает нам форму говорит can то есть оформляет тот материал который поступает через чувственность но как вы знаете наше логическое
познание не исчерпывается только суждениями мы связываем суждение в умозаключения вот умозаключения эта деятельность разума в конце концов всему и только высказывали суждения никак не связанно это же не было бы познанием всякая в теория научная философская там социально состоит из связи суждений то есть по большому служите счету любая теория может быть представлена как умозаключения поэтому познание проходит три стадии чувственную раз удачную разумную как говорит будем их исследовать и чувственной стадией посвящена первая часть критике чистого разума трансы дентальная эстетика рассудочной стадии посвящена вторая часть критике чистого разума трансцендентальная аналитика и наконец исследованию разума посвящено третья часть транса натальная диалектика если говорить по существу критике чистого разума то есть когда вы ее откроете вы увидите что ее членение является более богатым но то что написано после диалектики чистого разума уже собственно говоря сейчас по большому счету никто кроме специалистов и не читает хотя критика чистого разума толстая очень книга но самое главное там на 1 200 страницах написано остальное это вот расшифровка всего это так далее так что в принципе если вы дойди до читая их прочитаете хотя бы трансцендентальную аналитику уже хотя бы этого будет достаточно но если вы трансцендентальную диалектику прочитаете а потом просто заключения просто пролистать 400 страниц и прощения заключения будет хорошо кан был человек очень трудолюбивый не имевший семьи он всю свою жизнь посвятил научным исследованием поэтому написал много толстых книг но как он сам заметил в предисловии к одной из них иногда книги критике чистого разума были бы более понять нами если их не стремились сделать столь понятными это во многом к его собственным книгам относится что он говорит транса льна и эстетика очень интересно как раз они я вчера вам говорил и повторю основные моменты по мнению канта все рассуждения о каком-либо пространстве и времени вне нас относится к области вас на слове я пространство носит интер субъективный характер пространство и время это как говорит кант универсальные способы нашего восприятия предметов наше восприятие предмета пространство и время универсальные способы нашего восприятия предмет как же вы скажете я вот вижу вот это пространство а вот математик он создает некоторую конструкцию ги евклид создал свою концепцию пространство can скажет что и работа евклида и ваше восприятие вот этого шереметьевского дворца суть продукты одной и той же способности которая несколько тысяч лет назад проявлялось в вк леди проявлялось во всех людях в течение этих тысяч лет и сейчас проявилась вас способность это состоит в умении располагать по местам предметы в опыте не в конкретном не формирование понятия конкретном месте например а всеволожске что на таком-то расстоянии от петербурга находится о самом умение самом умение нашего духа позиционировать предметы относительно друг друга и относительно меня относительно субъекты точно тоже как скажет о времени вот это время и это пространство которые являются условиями возможности опыта кант называет трансцендентальны me в том смысле что они предваряют опыт также он называет это пространство и время априорными априорный значит да опытный апостериорной значит опыт меня в каком смысле кант говорит что есть"...
. . . .
. . . .
Да, это длинная история, продолжим после первого знакомства



Другие статьи в литературном дневнике: