Сказки

Сумрачник: литературный дневник

Сказка...
Похождения Гильгамеша, Махабхаратха с Рамаяной, мифы греков и кельтов, обе Эдды, Калевала, русские сказания и былины, ... ; всё то, что веками рассказывалось в домах крестьян и рыбаков и пелось на пирах властителей. Это ведь во многом были сказки. Созданные взрослыми для взрослых.
В конце концов, превознесённый интеллектуалами Кафка - тоже сказка, хоть и замудрствованная до неузнаваемости.
Есть такой совершенно научный факт - невозможно исчерпывающе познать и описать систему, оставаясь её частью. А сказка позволяет "выйти" из действительности. Взглянуть на неё со стороны, осмыслить, обобщить, найти закономерности, проиграть варианты, создать альтернативу, переиначить; зафиксировать предпочтительные модели поведения. Запомнить то, что важно помнить.


Сказку нужно уметь читать. Ведь сказка, как и миф, изначально не создавалась в расчёте на детскую аудиторию. Это была совершенно взрослая философия. Религия с наукой в одном флаконе (а тогда иначе и не бывало). Тома знаний и представлений, благополучно просуществовавшие ещё с дописьменной эпохи.
С тех пор многое изменилось - суть осталась. Форма, легко выходящая за пределы реальности, в которую облачена этика. И упаковано огромнейшее количество сведений - от эсхатологии до бытовых навыков.


Сказку изучали Фрейд и Юнг. И существуют научные школы, посвящённые этому предмету. Сказки писали Толкин, Кэрролл, Диккенс, Раскин и множество русских писателей. Те, кто понимал, чувствовал и умел использовать её эксклюзивные выразительные средства. И читали сказки совершенно взрослые вполне солидные люди - с удовольствием и вниманием.


Теперь мир перестал придумывать сказки – и начал писать фэнтезийные романы. Нам очень тесно в "правильной" реальности. Позвольте нам выйти вон?
Хотя наше творчество - наносное. Умствование с фантазией. Требование момента, желание современности, отражение её, иногда извращённого, восприятия и осмысления действительности. Оно сиюминутно и преходяще.


А сказка, классическая сказка - это то, что пришло из прошлого. Это - основа, без которой никаких нынешних фантазий и в помине бы не было. Никто ведь не пишет о том, какой огромный пласт фольклора поднял тот же Толкин - филолог, между прочим - прежде чем сочинить свою эпопею.
Сказка не уйдёт никогда. Она может быть более востребованной или менее - в отдельные времена, но она необходима. Жизненно. Нет ни одного народа на земле, у которого не было бы сказок - такой народ просто бы не выжил.
Да, мы не всегда знаем, как отозваться и что сказать, когда к нам обращается сказка. Но мы слышим её. Правда.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.10.2009. Сказки