Артем Ферье. Руки прочь от товарища Сталина!

Сумрачник: литературный дневник

( http://www.proza.ru/2010/11/12/136 ) Брожение мысли по мотивам вокруг да около.


Можно, конечно, долго рассуждать о том, что было бы, если бы стрелявший в Ленина в 1918 промахнулся. Или не промахнулся, но Кобу всё равно подстрелили бы значительно раньше - во время очередного налёта. Возможно, что и ничего хорошего. Но это - экстраполяция, непосильная уму, так что оставим пустые бредни, а будем исходит из имеющейся истории.
Роли личности в которой никто не отменял, но, во-первых, короля играет свита, а во-вторых, мне хронически не понятно, почему все делают вид, будто история начинается именно с появления в ней этой самой личности, а до того человечество в жило первозданном хаосе.


Начнём с того, что коммунизма у нас никогда не было, даже теоретически (зря Ленин партию переименовывал), даже в гипотетическом будущем, не смотря на все лозунги - вплоть до призывов к мировой революции.
Хотя он не такая уж утопия, какой кажется современникам.


А социализм был, правда.


«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня – основное условие.»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 386-387)


Однако же в СССР (да и нигде в мире) никогда не строили (и даже не пытались) социализм марксистского толка. В СССР изначально строили "социализм" по Бисмарку, то есть на основе сплошного огосударствления. Централизованное управление, исключительно государственная собственность на средства производства, плановый способ хозяйствования и цементирующая общество глубочайшая идеологизация населения - вот что такое был Советский Союз.


Между прочим, сравнение сталинского СССР с гитлеровской Германией корректно в нескольких общих чертах: обожествление лидера, учреждение фактической абсолютной монархии, сверхмобилизация экономики, религиезация идеологии.
Сами идеи были принципиально разными. Так что не стоит сравнивать. А то я начинаю понимать людей, которые в ответ начинают морды бить.


Кстати, нередко отмечают, какой резкий подъём экономики наблюдался в большинстве современных деспотий. Обратное было бы просто первобытной дикостью, учитывая, что их естественно характеризовали высочайшая концентрация власти и широко разветвлённый репрессивный аппарат.


Тем не менее.


«Кронштадт идёт под лозунгом – “Власть Советам, а не партиям”.
На горьком опыте трёхлетнего властвования коммунистов мы убедились, к чему приводит партийная диктатура.
Немедленно на сцену выползает ряд партийных генералов, уверенных в своей непогрешимости и не брезгующих никакими средствами для проведения в жизнь своей программы, как бы она не расходилась с интересами трудовых масс. За этими генералами неизбежно тащится свора примыкающих прихвостней, не имеющих ничего общего не только с народом, но и с самой партией. Создаётся класс паразитов, живущих за счёт масс, озабоченных своим собственным благополучием, или тех, кто обеспечивает ему обеспеченную жизнь.
И какая бы партия не стояла у власти, она не избежит роли диктатора, так как, какой бы крайне социалистической она ни являлась, у неё будут программные и тактические пункты, выработанные не жизнью, а созданные в стенах кабинетов.
Трудовая же масса постоянно находится в котле жизни и, естественно, опережает всякие кабинетные построения партийных мудрецов. Поэтому ни одна партия не имеет ни юридического, ни морального, ни какого иного права монопольно управлять народом. Правда, наблюдая и изучая жизнь трудящихся масс, можно определить, какой строй даёт полную свободу им. Добравшись же до него, становится необходимым партии оставить роль руководителя и “поучителя” и передать в руки самого трудового народа управление страною. Тут-то и начинается цепляние за власть во что бы то ни стало, как это произошло с коммунистами.
Дела идут ещё хуже, когда у власти стоит не одна, а несколько партий. Тогда в межпартийной своре за преобладание у руля правления некогда думать и заботиться о трудящихся. А тем временем, как поганые грибы, вырастает рать бюрократов с девизом: “Всё для себя, ничего для народа”.»
(«Известия Временного Революционного Комитета Матросов, Красноармейцев и Рабочих г. Кронштадта», № 13, 15.03.1921)


И вот это - уже по делу. В марте 1921 г., заметьте - Ленин ещё жив и относительно здоров.


Сравните две цитаты. Такое впечатление, что марксистские кружки не зря потратили подпольное время, вкладывая "Капитал" в народные головы. Его неплохо усвоили - качественно. Не находите?
(Ах, да, забыл совсем - статьи дневника комментировать невозможно. Претензии - к администрации, пожалуйста.)


Но это всё - славное прошлое. Или не славное - смотря с какой стороны смотреть. Потому что история - это факты. А факты не бывают хорошими или плохими - они бывают только интерпретируемыми. Как угодно - в зависимости от условий интерпретации (время, место, личность, цель).


О настоящем написать, что оно "славное" - рука не поднимается.
Распался Союз Советских Социалистических Республик благодаря и козням внешних недоброжелателей, и немереным амбициям внутренних партийцев, но прежде всего - благодаря невежеству управленцев, многие из которых так до сих пор так и не поняли, что либеральная экономика - позавчера эпохи транснациональных корпораций.


Где вы видели успешное государство вне планового ведения хозяйства? Даже если план называется "Налоговый Кодекс". Вот я бы с удовольствием послушал вой россиян, которым бы предложили шведскую систему налогообложения, которая к тому же изменяется и уточняется каждые полгода, и даже специальное управление создали - в помощь добросовестным гражданам, желающим честно платить налоги. Зато отношение доходов "богатых" к "бедным" там равняется 3-4. А в России, в среднем - 15 (о Москве не говорю).
На Аравийском полуострове поступили проще - они честно поделили проживающих на своей территории на "родных любимых детей"-граждан, которым - всё и даром, и наёмную рабочую силу, которой добросовестно платят неплохую зарплату и просят (за редким исключением) через три-пять лет покинуть территорию временного проживания.


Децентрализованных государств на свете нет. Швейцария - конфедерация, это вообще другой тип управления. Кстати, при коммунизме государство по-прежнему будет (возможно, в несколько другой форме), потому что Маркс пропустил (тогда было не актуально) одну его функцию - организационную.


Без объединяющей идеи, как показал опыт существования с 1991 г. - тоже никак. Общество нужно консолидировать, иначе оно превращается в безмысленную толпу. Найдёте идею - станете вождём. И перестаньте думать, что это - клеймо, это - почётное звание. "Тот, кто ведёт". Вперёд, желательно - назад уже ходили, притомились больно.


"Свобода (развития), равенство (возможностей), (социальная) справедливость" - устроит?
Учтите только, не "анархия, уравниловка, скрытая эксплуатация и закрытое распределение" - это из другой оперы.



Другие статьи в литературном дневнике: