Чак Поланик часть 2

Вера Июньская: литературный дневник

Учитывайте, что рассказ от первого лица сильнее, так как он основывается на формате реальных воспоминаний. «Великий Гэтсби» и «Бойцовский клуб» читаются как мемуары. Обе эти книги – художественная литература «апостольского типа» (когда выживший апостол рассказывает историю о главном герое), подобно кинофильму «Сияние» профиль удален, где обычный парень рассказывает о своем герое. На самом деле апостольские рассказы о своем Мессии – это возможность поведать героическую историю так, чтобы не наскучить. Эти истории кажутся имеющими связь с настоящим миром, так как они похожи на рассказы реальных людей. А не на рассказ каким-то скрытым «Богом».


Истории от третьего лица, напротив, могут ощущаться так, будто они рассказаны кем-то, кто боится ответственности.


При этом проблема остается – мы все ненавидим местоимение «я».


Как же решить эту дилемму? Используйте голос, идущий от первого лица, но прячьте «я».


В «Кишках» на первой странице мы видим только один намёк на первое лицо: слово «мой» в четвертом параграфе. Этот «мой» появляется еще дважды, прежде чем мы видим первое «я», которое не появляется до третьей страницы. Оно не появляется до середины рассказа, и лишь на пятой странице мы встречаемся с рассказчиком. Только тогда мы осознаем, что эта история будет о нем самом.


К этому моменту читатель уже сидит на крючке. Авторитетность создана – «медицинскими фактами» (авторитетность от головы) и природой первых двух смешных/грустных историй (авторитетность от сердца). Так что к пятой странице рассказчик может рискнуть, показав нам «я» и свое собственное лицо.


Когда вы читаете что-то от первого лица, появляется еще одно преимущество. Эта часть - важная деталь курсов Тома Спанбауэра: читать свой текст вслух для того, чтобы понять, в каком именно месте вы получите ответную реакцию. Рассказ нужно читать с честностью и очарованием монолога, как что-то, что актер будет использовать на пробах к роли. Чтение от первого лица позволит вам самому стать персонажем и показать вашей аудитории лучший спектакль.


Так что пишите от первого лица, но после первого черновика – удалите как можно большее количество «я». Или спрячьте их. Измените их на «моё», «мне», «мой». Или перейдите на риторическое второе лицо или даже третье. Просто избавьтесь от этих «я».


Мой личный демон – это любая история, начинающаяся с «я». Это мгновенно выключает моё внимание. Но это всего лишь я.


Держите фокус камеры вдали от себя так долго, как только это возможно.


И вот задание – возьмите свой старый рассказ, который вы написали от первого лица, и попрактикуйтесь, вырезая и пряча все «я». Сначала обведите их, затем избавьтесь от них. Вы увидите, как это переведет фокус внимания читателя с рассказчика и создаст лучшую историю.




*



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.07.2018. Чак Поланик часть 2