Чак Паланик

Вера Июньская: литературный дневник

Художественной литературе – или не художественной – нужна хорошая интрига: для постепенного раскрытия секрета истории каким-нибудь дразнящим способом, похожим на то, как мы обучаемся большинству вещей в реальной жизни. Это непрекращающаяся игра между отрицанием и удовлетворением. Своего рода тантрическое напряжение. Если стриптизёрша сбрасывает одежду слишком быстро, нас разочаровывает такое развитие событий. Сбрасывает слишком медленно – мы теряем интерес, перегружаясь длящимся сверх меры напряжением. Если стриптизёрша остаётся обнаженной слишком долго, танец, миновавший точку максимального напряжения, превращается в глупость. А если танцовщица, обнажившись, покинет сцену чересчур быстро, это поставит зрителя тупик и он почувствует себя обманутым.


Нет, вся хитрость в том, чтобы обнажаться медленно, постепенно, сериями небольших разоблачений. Сначала перчатки, затем чулки. Каждое разоблачение должно происходит достаточно четко и с такой скоростью, чтобы читатель успевал оценить все этапы процесса и чтобы аккумулирующаяся нагота создала напряжение у аудитории.


Добро пожаловать в 2008. В большинстве работ студентов я вижу одну и ту же проблему – неумение создать интригу и выдержать темп. Иногда всё происходит слишком быстро, но гораздо чаще наоборот – всё слишком медленно. В этом году я буду фокусироваться на методах, которые вы сможете использовать в своей работе для поддержания темпа повествования и для управления персонажами. В реальном мире у времени есть отвратительное качество – то, как оно течёт. В придуманном мире… времени нужно немного помочь. В этом эссе обсуждаются методы, подразумевающие, что повествование происходит в прошлом.


Существует не так много историй, где все происходит в настоящем – история, описывающая десять минут, рассказанная в те же самые десять минут и при этом увлекающая читателя. Рассказ, идущий минута за минутой. Нет, вместо этого в литературе время уплотняется, преобразуя дни или века в то краткое время, которое нужно, чтобы прочесть историю. Самый простой метод – это рассказать всё, забегая вперёд, или же использовать ретроспективу. Вспомните, как много фильмов начинаются или заканчиваются одной-единственной надписью: «Годом позже…» или «Десять лет тому назад…». Всё это грубые указатели, помогающие не потеряться во времени и позволяющие нам собрать линейное повествование, даже если сюжет нелинейный.


продолжение следует



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.02.2019. Чак Паланик