Дмитрий Быков

Вера Июньская: литературный дневник

О том, как становятся классиками.
Чтобы стать классиком, надо уловить нравственный код своего народа — особенности его этики, которые не совпадают с остальными. Русская этика в русской классике, очень своеобразна. К примеру, Пушкин утверждал, что мстительность есть добродетель христианская. Для традиционного христианства это очень ново. Труд, с точки зрения Толстого, вреден — он не облагораживает человека, а огрубляет его душу и заставляет отвлечься от проблем духовных. Деньги, с точки зрения русской классики — это вовсе не поощрение и не наказание, а признак силы вашей души. Если вы сильный человек — у вас есть деньги. И это никак не коррелирует с вашими нравственными качествами.


О том, надо ли умереть, чтобы стать классиком?
Совершенно необязательно. Я, например, живёхонек. И надеюсь продолжить это состояние.


Об отличии человека, который читает классику, от того, который её не читает…
У него в запасе есть простые приёмы противостояния жизни. Кто не читал классику — у того их нет. В своё время Михаил Горбачев сказал замечательную фразу: «Чтобы противостоять невзгодам дня, можно сделать зарядку, выпить стакан апельсинового сока и почитать хорошую литературу». У меня в детстве с апельсиновым соком были проблемы, зарядку делать было лень — я читал классику, что меня и сформировало. Это лучше зарядки и точно надежнее сока. Классика — это такая аптечка тактик и практик духовного сопротивления. Если их у вас нет — вы гораздо более уязвимы.


О том, помогает ли классика выжить в современном мире?
Мне — безусловно, да. Насчет вас я неуверен.



Другие статьи в литературном дневнике: