Советы писателям от Людмилы Улицкой

Вера Июньская: литературный дневник


Выберите свой подход и комфортный темп


Писателю важно понять, что дается ему легче — рассказ или роман. Тренировать навык регулярного письма удобнее на текстах небольшого объема, но рано или поздно придется подумать о крупной форме. Пусть масштаб вас не пугает: если короткая проза вам ближе — пишите роман в рассказах. Но помните, что все сюжетные линии должно что-то объединять.


«Я по своему устройству — спринтер, большие тексты даются мне тяжело. Однажды я решила упростить себе задачу и написать роман, целиком состоящий из рассказов. Эта книга называется «Зеленый шатер», в ней нет главного героя, а весь текст построен на пересечении сюжетных линий. Ошиблась я только в одном — это нисколько не легче, и местами, даже сложнее».


Научитесь проживать свои истории вместе с героями


Текст получится настоящим только в том случае, если писатель будет в него вовлечен. Каждый герой должен быть близок вам, а его история — волнующей и важной. Только так вы сможете передать нужные эмоции и добиться от читателя понимания, включения и погружения в ваш текст.


«Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ существования. Я пишу романы несколько лет, и это адская жизнь. Потому что текст не оставляет тебя ни на минуту, даже когда ты спишь, — ты все время живешь в двух пространствах».


Ищите нужные слова, даже если язык ставит ограничения


Некоторые темы сложно поддаются описанию, например, темы любви, отношений, эротики. Поднимая их, писатель вынужден искать способ поговорить о том, для чего в нашем языке нет слов. Это сложная задача, в которой заключается вся сущность писательского труда.


«В русском языке очень плохо разработан любовный словарь, и это связано с нашей ментальностью. Нет слов, пристойно обозначающих половые органы: есть либо то, что пишут на заборах, либо медицинские термины, все остальное — эвфемизмы. Прикасаясь к этой тематике, я пытаюсь найти формы разговора об эротике, чтобы не впадать ни в одну из крайностей. Для писателя это самая важная, самая нужная и увлекательная работа».


Читайте поэзию — это развивает образное мышление


То, о чем не может рассказать проза, вмещает в себя поэзия. Чтение стихов обогащает язык писателя, наполняет сознание новыми образами. Помогает найти способ сказать то, что кажется невозможно выразить в тексте.


«В последние годы я читаю больше поэзии, чем прозы. Потому что поэзия живет на границе языка, без этого ее не существует. Грань нашего бытия там, где оно еще выразимо, и приближение к ней всегда дико волнует и пугает. Это страшно, потому что язык не дает нам новых слов, неологизмы — просто шутка. Сказать то, о чем еще не говорили, имеющимся запасом слов — игра довольно сложная. Гениальный писатель всегда отодвигает границы языка, — это то единственное, что отличает его от просто пишущего человека».


Найдите свою тему


У каждого писателя есть темы, которые появляются во всех его текстах, — это одна из важных черт индивидуального стиля, она делает прозу автора узнаваемой. Нас неосознанно тянет к одному и тому же, какому-то важному вопросу, вокруг которого кружат наши мысли. Проанализируйте свои тексты, попытайтесь отыскать в них пересекающиеся линии — это и будет вашей темой. Если темы нет, подумайте о том, что вызывает у вас самые сильные эмоции, — найдите ее.


«Есть идея, что каждый писатель всю жизнь пишет один и тот же текст, просто подходит к нему с разных сторон. Вообще, тема текста как такового для меня очень важна, так как по своей первой профессии я — генетик. Эта наука считает, что человек сам собой представляет текст — у каждого есть свой генетический код, и его можно записать. Мы — писатели, тоже создаем текст, но это текст второго порядка, наша производная. Человеческое сознание — единственное во вселенной место, где тексты могут соединяться, комбинироваться, анализировать друг друга».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.07.2023. Советы писателям от Людмилы Улицкой