Прочитанные книги 2022 - 122, 123, 124

Вера Петрянкина: литературный дневник

122. Интересная книга, всколыхнувшая мою любовь ко всему итальянскому - "Жизнь спустя" Юлии Добровольской.
Юлия Добровольская родилась в Нижнем Новгороде в 1917 году. Переводчик итальянской художественной литературы, преподаватель итальянского языка в Московском институте иностранных языков (1946–1950) и в Московском государственном институте международных отношений (1956–1965). Автор учебников, словарей. В Италии, где она живет с 1982 года, Юлия Добровольская преподавала русский язык, а также теорию и практику перевода в Университетах Милана, Венеции, Триеста. Дважды (1976, 1987) награждена престижной премией по культуре президиума Совета министров Италии. В настоящее время живет в Милане. Эти записки напоминают застольные беседы в кругу друзей где-нибудь на московской кухне 60–70 годов, так неподдельна и сугубо доверительна их интонация. Они написаны «постскриптум», то есть после сотен страниц переводов, учебных пособий, словарей. «Я пишу только то, что врезалось в память и к чему лежит душа, – говорит Юлия Абрамовна, – а душа больше всего лежит к моим друзьям, тем, что разбросаны по свету и кого уже нет». Стало быть, «Постскриптум» заведомо задуман и написан «вместо мемуаров», как рассказы о друзьях. «Разлука с друзьями – это та дорогая цена, которую приходится платить за эмиграцию», – не раз повторяет автор.


Полное погружение в жизнь удивительной женщины, умницы и красавицы! После чтения таких книг ты взрослеешь, твоё мировоззрение претерпевает изменения, тебе хочется видеть мир, учиться, несмотря на возраст, несмотря на болезни. Итальянский язык становится притягательным.
Захотелось познакомиться с творчеством многих упомянутых в книге писателей, прочесть мемуары Льва Разгона.
Читая, слушала ангельское пение Виктории Ивановой - близкой подруги автора.


123. Прочла "Процесс исключения" Лидии Чуковской.
Проза Лидии Чуковской - зеркало ее жизни. Зеркало эпохи, преломленной сквозь призму взгляда русского интеллигента. Дочь Корнея Ивановича Чуковского, она выросла в семье, где чтили традиции русской словесности с ее верой в человека и в его право на свободу. Лидия Корнеевна не боялась больших и сильных чувств. Она обладала очень редким даром - мужественного слова. Точность, безукоризненность слова - ее оружие в борьбе за справедливость. Писала она без перевода на язык другого поколения. Чувство гражданской и моральной сопричастности охватывает и сейчас от любой из ее страниц. Лидия Чуковская недаром всю жизнь занималась Герценом. В ее открытых письмах и статьях чувствуются его уроки. В них та же сродненность с Россией и русской культурой, тот же пламенный темперамент, та же четкость и бескомпромиссность гражданской позиции. Однако в каждой своей статье, в каждой книге для Лидии Чуковской главное - не обличение палачей и приспособленцев, а возрождение нравственности, критерии которой, к несчастью, нами во многом утеряны. Лидия Чуковская все еще далеко впереди, она дожидается нас в иной, человечной и умной России.


Читать книгу физически и морально больно, страшно, тяжело, но прочесть её надо, ведь это - документ эпохи. Лидия Чуковская (её личность, её судьба, её неустанная борьба с несправедливостью) вызывает огромное уважение, восхищение, сострадание.
Повесть "Софья Петровна" была экранизирована, в главной роли - Анна Каменкова.
Большое впечатление произвели на меня воспоминания Л.Чуковской о Фриде Вигдоровой. Благодаря таким людям мир ещё не совсем погиб.
Рекомендую книгу всем неравнодушным, всем, кто хотел бы понять, в чём истоки нынешней ситуации!


124. Отвлекалась от тяжёлых мемуаров романом Элизабет хайд "Спросите Фанни".
Когда пожилой Мюррей Блэр приглашает сына и дочерей к себе на ферму в Нью-Гэмпшир, он очень надеется, что семья проведет выходные в мире и согласии. Но, как обычно, дочь Лиззи срывает все планы: она опаздывает и появляется с неожиданной новостью и потрепанной семейной реликвией — книгой рецептов Фанни Фармер. Старое издание поваренной книги с заметками на полях хранит секреты их давно умершей матери. В рукописных строчках спрятана подсказка; возможно, она поможет детям узнать тайну, которую они давно и безуспешно пытались раскрыть. В 2019 году Элизабет Хайд с романом «Спросите Фанни» стала победителем Книжной премии Колорадо в номинации «Художественная литература».


Роман читается очень легко, прорисованы все характеры, есть юмор, вечные вопросы бытия. В финале Лилиан получает слово, и возможно, оно сыграет роль в будущем её детей.



Другие статьи в литературном дневнике: