Прочитанные книги 2023 - 38

Вера Петрянкина: литературный дневник

38. С большим интересом прочла книгу Сергея Белякова "Парижские мальчики в сталинской Москве".
Сергей Беляков – историк и писатель, автор книг “Гумилев сын Гумилева”, “Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя”, “Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой”, лауреат премии “Большая книга”, финалист премий “Национальный бестселлер” и “Ясная Поляна”.
Сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон, более известный под домашним именем «Мур», родился в Чехии, вырос во Франции, но считал себя русским. Однако в предвоенной Москве одноклассники, приятели, девушки видели в нем иностранца, парижского мальчика. «Парижским мальчиком» был и друг Мура, Дмитрий Сеземан, в это же время приехавший с родителями в Москву. Жизнь друзей в СССР кажется чередой несчастий: аресты и гибель близких, бездомье, эвакуация, голод, фронт, где один из них будет ранен, а другой погибнет…
Но в их московской жизни были и счастливые дни. Сталинская Москва – сияющая витрина Советского Союза. По новым широким улицам мчатся «линкольны», «паккарды» и ЗИСы, в Елисеевском продают деликатесы: от черной икры и крабов до рокфора… Эйзенштейн ставит «Валькирию» в Большом театре, в Камерном идёт «Мадам Бовари» Таирова, для москвичей играют джазмены Эдди Рознера, Александра Цфасмана и Леонида Утесова, а учителя танцев зарабатывают больше инженеров и врачей… Странный, жестокий, но яркий мир, где утром шли в приемную НКВД с передачей для арестованных родных, а вечером сидели в ресторане «Националь» или слушали Святослава Рихтера в Зале Чайковского.


При чтении книги было ощущение, словно я перенеслась на машине времени в предвоенную Москву, преодолела пространство и время. Столько фактов, деталей, акцентов! Ты погружаешься в атмосферу предгрозовых лет вместе с юношей Муром, вместе с ним ходишь в библиотеку, в театр, в кино, в рестораны, в парки, на футбол, читаешь советские газеты, стихи поэтов тех лет... Читаешь его дневник с узнаванием собственных мыслей того возраста, сожалеешь, что Георгий не дожил до умягчения сердца. И даже предполагаемое место его гибели - деревня вблизи города Даугавпилса - о многом говорит мне. Книга объёмная, но она стоит того, чтобы её прочитали.



Другие статьи в литературном дневнике: