Прочитанные книги 2023 - 53, 54, 55, 56

Вера Петрянкина: литературный дневник

53. Одной из великолепнейших книг, прочитанных в послежнее время, стал роман Ады Самарки "Мильфьори, или Популярные сказки, адаптированные для соверменного взрослого".
Сказка – быль, да в ней намек, гласит народная пословица. Героиня блистательного дебютного романа Ады Самарки волею судьбы превращается в «больничную Шахерезаду»: день за днем, ночь за ночью она в палате реанимации, не зная усталости, рассказывает своему любимому супругу сказки, для каждой придумывая новый оттенок смысла и чувства. И кажется, если колобок спасется от Лисы, если Белоснежка проснется от поцелуя прекрасного принца, однажды и любимый человек выйдет из комы, снова станет жить полноценной жизнью…


Книга очень понравилась, впервые такое читаю! От сказок мурашки по коже. В романе использованы мотивы следующих сказок:


Сказка первая. Колобок
Сказка вторая. Красавица и чудовище
Сказка третья. Белоснежка и семь гномов
Сказка четвертая. Муха-Цокотуха
Сказка пятая. Русалочка
Сказка шестая. Красная Шапочка
Сказка седьмая. Стрекоза и муравей
Сказка восьмая. Мальчик-с-пальчик
Сказка девятая. Репка
Сказка десятая. Дюймовочка


Вот это интерпретация! Фантазия автора завораживает. Разные времена, яркие детали повествования, интересные герои, и то, что в сказках ( а они и в самом деле для взрослых) отнюдь не всегда радужный финал, тоже в порядке вещей.
Очень понравилась теория стеклянных шариков миллефиори в качестве проекции человеческой жизни. Думаю, буду перечитывать эту книгу.


54. Роман выдающейся итальянской писательницы Эльзы Моранте "La storia", четверть века назад взволновавший литературный мир Европы, посвящен судьбе незаметной школьной учительницы, ведущей свою борьбу за выживание в фашистской Италии в пору Второй мировой войны. Это история маленького человека, вкрапленная в историю "обыкновенного фашизма" Италии и историю потрясений уходящего века. Автор захватывает нас глубиной психологического проникновения, точностью описаний, поэтичностью обобщений, высоким гуманизмом.


Без сомнений, это великое произведение! В страшных декорациях Истории живут обычные люди - учительница Ида, её сыновья Нино (Ино!), жажда жизни, витализм которого зашкаливает, и Узеппе, понимающий язык птиц, живут бесконечно преданные им собаки - Блиц и Красавица (можно было и не переводить, оставить Белла), и страшная История оставляет на них свои следы. Здесь много красоты в обыденном, много снов, много размышлений, и этот роман надо перечитывать, хотя в нём много также страшных событий и сцен.
Но со мной произошло нечто странное: словно Лилу из фильма "Пятый элемент", я начала плакать, лишь только автор стала просто перечислять исторические факты, будто конспектируя страшную историю ХХ века. Это невозможное зло, почему-то ставшее возможным. Почему? "Посему?" - как снова и снова спрашивает маленький Узеппе. Пожалуйста, не будьте равнодушными, читайте эту книгу!


55. Алексея Варламова называют самым разносторонним писателем - его романы и повести легко уживаются рядом с мастерски написанными биографиями в серии "ЖЗЛ". Лауреат премии "БОЛЬШАЯ КНИГА", премии Александра Солженицына и Патриаршей литературной премии. Действие нового романа Алексея Варламова "мысленный волк" происходит в один из самых острых моментов в российской истории - "бездны на краю" - с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, Александр Грин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят - очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют - о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о... мысленном волке - страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед.


Роман сложный, адресован он всё же людям, знающим русскую литературу и историю. Можно, конечно, и не проводить параллелей с известными личностями, но интереснее читать всё же тогда, когда ты хоть кого-то узнаёшь.
"Название романа Алексея Варламова очень странное, и тем, кто не знаком со средневековой схоластической литературой, непонятно происхождение этого термина. Но в романе Алексей Варламов рассказывает нам, что выражение «мысленный волк» впервые встречается в произведениях Иоанна Златоуста, и потом, уже в начале ХХ века, Златоуста цитирует Григорий Распутин, кстати, один из главных героев романа Алексея Варламова. Сам автор также неоднократно возвращается в своем романе к тому, что такое мысленный волк, чтобы у читателя не осталось ни малейшего сомнения в том, что роман должен называться именно так. Мысленный волк — это агрессивные, бесчеловечные мысли всех людей, собранные воедино. И когда в жизни страны случаются непростые периоды, а то и катаклизмы, этот мысленный волк, как вампир, набирает силу — за счет наших с вами мыслей. Есть такой момент в романе: когда начинается первая мировая война, люди в Петербурге начинают громить немецкие магазины. Все выступают с анти-германскими лозунгами. Вот вам характерный пример того, как мысленный волк набирает силу."(Александр Карпенко)


В книге есть мистика, сны, серьёзнейшие размышления о судьбах России в целом и человека, живущего в России, в частности.
Чтение требует умственных и эмоциональных усилий, и книгу могу рекомендовать тому, кто этого не боится.



56. Отдыхая от серьёзности предыдущего романа, прочла детектив Тома Мида "Смерть и фокусник".
В Лондоне 1930-х годов знаменитый психиатр Ансельм Рис обнаружен мертвым в запертом кабинете. Нет ни улик, ни свидетелей, ни орудия убийства. Детектив Скотленд-Ярда, который ведет расследование, обращается к Джозефу Спектору – отставному фокуснику, ставшему сыщиком.Спектор умеет объяснять необъяснимое, но даже он считает это дело очень странным. Допросив пациентов и домочадцев психиатра, он узнает их темные тайны, каждая из которых может быть мотивом для преступления. Когда же происходит второе загадочное убийство, на этот раз в лифте, сыщики понимают, что нужно срочно остановить преступника.


Подходящая книга для того, чтобы отдохнуть от серьёзного чтения. В памяти содержание книги не задержится, но читать было достаточно интересно.






Другие статьи в литературном дневнике: