Прочитанные книги 2023 - 118, 119, 120, 121

Вера Петрянкина: литературный дневник

118. Решила продолжить изучать творчество Григория Ряжского и прочла его роман "Натурщица Коллонтай".
Это трогательное, порой весьма печальное, но местами невероятно забавное повествование целиком состоит из простых, наивных, но удивительных в своей искренности писем, которые на протяжении всей жизни натурщица Шурочка адресует своей бабушке, легендарной революционерке Александре Коллонтай. Неспешно, вместе с героиней романа, читатель погружается в мир, который создает себе Шурочка: ее мужчины, ее несчастья, ее житейские удачи и душевные невзгоды - и все это на фоне ее неизбывной тяги к прекрасному, к гармонии, к которой стремится незрелая душа женщины и знанием о которой одарил ее первый мужчина - собственный отчим. К закату жизни состарившаяся натурщица приходит к пониманию простой истины: кровь предков – не всегда та основа, на которой можно выстроить собственное счастье…


Чудесная книга! Берёт в плен мгновенно, с первых слов, и не отпускает до последней страницы. Честно говоря, с трудом заставляла себя отлипнуть от компьютера. Я и смеялась, и плакала, и умилялась, и грустила... Героиня - святая простота, её слова и поступки порой нелепы и корявы (прекрасная авторская работа в передаче языка малообразованной девочки-девушки-женщины), а порой удивительно уместны, и к осознанию гармонии и духовности она приходит сама, почти без посторонней помощи. Если вас интересует автопортрет нетипичной героини на фоне изменений ХХ века, то эта удивительная книга для вас.


119. На волне восторга прочла ещё один роман Григория Ряжского - "Человек из Красной книги".
Казахстанская степь. Побережье Крыма. Московские Котельники - такова география событий в новом романе Григория Ряжского. Гений, создатель и основоположник отечественного ракетостроения. Художник, чьи картины уничтожены теми, кто продолжает слепо ненавидеть людей чуждой им крови. Талантливая молодая женщина, чья жизнь трагически обрывается в самый непредсказуемый момент. Слепая девочка, чьи чуткие пальцы оставляют следы краски на бумаге, складывающиеся в причудливые композиции. Что связывает судьбы этих героев - любовь, преданность любимому делу, неугасимое стремление сделать мир лучше и справедливей? Или, быть может, постичь непостижимое?


Автор сделал невозможное: он подарил четыре года жизни Сергею Павловичу Королёву, наделив для него эти добавочные годы огромным счастьем и огромной, древнегреческого масштаба, трагедией. И сделал это автор, придумав персонажа Павла Сергеевича Царёва. Конечно, всё, что мы прочли, есть художественный вымысел, но возможно, в какой-то из параллельных жизней такое было?
В романе, который произвёл на меня огромное впечатление, много ярких образов - сам Царёв, Адольф Цинк, Евгения, Настасья. Переплетения их непростых судеб, интереснейшие размышления о цели творчества и роли художника (творца в любом виде искусства), а также сказка и эссе Жени и составляют канву романа. А вышивает по ней автор прекрасно!


120. Так меня зацепил этот автор, что решила прочесть ещё один его роман - "Нет кармана у Бога". Оказалось, не моё!
Роман-триллер, роман-фельетон, роман на грани буффонады и площадной трагикомедии. Доведенный до отчаяния смертью молодой беременной жены герой-писатель решает усыновить чужого ребенка. Успешная жизнь преуспевающего автора бестселлеров дает трещину: оставшись один, он начинает переоценивать собственную жизнь, испытывать судьбу на прочность. Наркотики, случайные женщины, неприятности с законом... Григорий Ряжский с присущей ему иронией и гротеском рисует картину современного общества, в котором творческие люди все чаще воспринимаются как питомцы зоопарка и выставлены на всеобщее посмешище. Но спасительная ирония в итоге помогает герою победить обстоятельства.


Жуть какая-то! Можно воспринимать это как трагифарс, но можно и как портрет самого писателя (имею в виду автора, а не героя этой книги), эгоцентричного до крайности, пускающего жизнь своих близких в топку романных замыслов. В любом случае, портрет Дмитрия Бурга отвратителен, страшен, как страшен в конце романа портрет Дориана Грэя, и смотреть на него так же невозможно, как на лицо Медузы Горгоны. В общем, бррррр... Рекомендовать не могу, хотя язык романа великолепен.


121. Чтобы отдохнуть от неприятных впечатлений, прочла лёгкий сборник певицы Аллы Иошпе "Завтрак в облаках". Алла когда-то написала:"Честно говоря, я всегда удивляюсь и радуюсь, узнав, что мои нехитрые истории, изданные смелыми издателями, вызывают интерес. А кто-то даже перечитывает их. Четыре книги – «Песня длиной в жизнь», «Хлеб-с-солью-и-пылью», «В городе Белой Вороны» и «Бочка счастья» были награждены вашим вниманием. И мне говорят: «Пиши. Пиши еще».


В данной книге собраны небольшие мемуарные зарисовки и рассказы Аллы Иошпе. Её душа раскрывается в этих миниатюрах почти так же, как и в песнях. А ещё здесь есть совместные со Стаханом Рахимовым опросники (кстати, очень интересные!), интервью, и совсем уж удивили меня рисунки супруга Аллы.
Хорошая книга, рекомендую!






Другие статьи в литературном дневнике: