Уроки лиенца

Наталья Тимофеева 007: литературный дневник

Последние 100 лет истории принесли казакам чёрных дней гораздо больше, чем торжественных и радостных. Можно только сожалеть, что скорбные даты 24 января 1919 г. и 1 июня 1945 г. вызывают в сердцах казаков более сильный отклик, чем какие-либо другие даты нашей истории. Впрочем, оно и неудивительно. Ведь казаки, которые пережил те дни, понимали, что смысл этих событий был в полном и окончательном решении «казачьего вопроса». От слова «совсем». Уничтожить непокорное меньшинство, которое позволило заявить о своих правах и особенном самосознании или, на худой конец, заменить его на более покладистых и угодных властям поселян, готовых за малую мзду или по окрику исполнять роль счастливых станичников-колхозников и безропотно умирать по слову очередного политбюро.
71 год прошло с той трагедии, живые участники которой уже глубокие старики, да и то, проживающие в Европе или Америке.


Последний свидетель событий в Лиенце из живших в РФ, казак станицы Верхнекунюдрюченской ВВД Юрий Георгиевич Болоцков, покинул этот мир год назад, 9 июня 2016 года. Но вновь, как и год, и 60 лет назад, в этот день преклонятся в молитве казачьи головы и вспомнят казаки своих предков и их односумов, скончавшихся под пулями, в буйных водах Дравы, в сталинских лагерях и на чужих погостах.


71 год прошло с той трагедии, но вновь и вновь события в Лиенце преподают всем нам уроки, не усвоив которые мы, ныне живущие казаки и неказаки, сочувствующие той трагедии или радующиеся возмездию для «предателей», рискуем вновь и вновь умножать возможности для повторения подобных трагических событий в будущем. Осознать уроки Лиенца очень важно для казаков, да и для всех прочих народов, которым выпало жить рядом с казаками или родиться на казачьей земле.
Итак, первый урок. Сограждане, буйно отметившие несколько недель назад День победы, испытывают когнитивный диссонанс, когда сталкиваются с тем, что казаки, которые совсем недавно ходили рядом с ними с георгиевскими ленточками, вдруг молятся на панихидах за «предателей родины» и перепечатывают на страницах в соцсетях фотографии солдат в униформе казачьих частей вермахта, с пометками «Помни Лиенц!».


Причем, это делают даже те, чьи деды воевали в Красной армии и никогда не были заключенными по 58 «антисоветской» статье.
Смысл этого урока в том, что казаки понимают себя как самостоятельный народ, численность которого в течение XX века сократилась в разы и где поэтому не признают бездушную присказку «бабы ещё нарожают». Бабы не нарожают. Потому что и баб, и младенцев можно уморить голодом или угробить на спецпоселении. Казаков очень мало, поэтому каждый казак брат, каждая казачка сестра, каждый старик отец, каждая старуха мать. И это для казаков аксиома, не требующая доказательств. Этот урок показывает нам, что этническое может и должно перевешивать «идейное». И в ходу тут другая поговорка: «Свой своему поневоле брат».


Из этого вытекает второй урок. Умение прощать соплеменникам старые обиды, умение ценить общее выше частного, а внутреннее выстраданное выше сиюминутных идеек, демонстрирует глубинные христианские корни казачьей национальной психологии. Господь одинаково проливает дождь на добрых и злых. И суд Господень не такой, как суд человеческий. А перед Христом павшие на полях Второй мировой войны казаки и казачки, для которых она стала продолжением Гражданской, если и виновны, то только в личных грехах, за которые Он и осудит. Церковное поминовение сохраняет общую национальную память, объединяя в синодиках не только жертв последней войны, но и всех, кого помнит уже только ковыль в Старом Поле. А поэтому казаки останутся в обозримой перспективе православными христианами, отвергнув многие старые и новые лжеучения, на которые так падки иваны, родства не помнящие.


Третий урок состоит в том, что неправы те, кто говорит, что поражение не может служить объединяющим фактором и ведет лишь к упадку. Возможно, те кто говорит это, не христиане и не знают, что означала земная смерть Христа. Но и в земной истории поражения часто оказывались гораздо важнее побед. Для Руси поражение от ордынцев стало стержнем объединения и роста государства. Для поляков гибель Польши в XVIII веке стала лекарством ее воскресения в XX.


Для греков и сербов, потерявших независимость еще в XV веке, мечта о ее обретении превратилась в национальную идею, приведшую к победе. Для казаков сегодня память о погибших и прошлых поражениях способны дать ориентиры и силы для национального сохранения и будущего восстановления утерянных кажется безвозвратно земель и жизненной силы.


Важно и то, что в последней войне антисоветские формирования казаков последний раз в истории выступили как самостоятельная сила, пусть и неизмеримо малая по сравнению со странами-участницами. Казаки осознали себя субъектами собственной и мировой истории, после чего организованно и осознанно выступили против поработившей их большевицкой власти и сталинского государства. Даже проиграв, они показали потомкам подлинное содержание свободного духа и психологии казаков, которые в сегодняшнем формате кажется способны только на подтанцовку у более солидных политических или даже региональных игроков.


Четвёртый урок рассказывает нам о том, что по прошествии времени важны не идеологические узоры исторической эпохи, а сами по себе поступки: верность, мужество, предательство и так далее. Поэтому трагедия казаков, их жён и детей и сегодня вызывают сочувствие у всех людей, так же как подвиг 300 спартанцев, мужество жителей блокадного Ленинграда или рыцарское презрение к смерти защитников Брестской крепости. И добровольно предавший себя в руки палачей генерал Гельмут фон Паннвиц достоин вечной памяти так же как преданные англичанам и не подлежащие выдаче советам атаман Пётр Краснов и генерал Андрей Шкуро, со своими соратниками.


Пятый урок говорит нам о недопустимости фальсификации истории, с которой на словах готовы бороться современные российские властные лица. В частности, с валом пропагандистских статей в отечественных СМИ, в которых говорится о зверствах «казаков-эсесовцев» и накрывшем их возмездии. Казаки в той войне не были ни эсэсовцами, ни карателями. Они вступали в национальные добровольческие формирования в составе германской армии и выполняли боевые операции, которые ставило перед ними командование в тот или иной период войны. В процессе одной из многочисленных перестановок последнего периода существования III Рейха, на несколько месяцев с осени 1944 по зиму 1945 года, 15 Казачий кавкорпус вермахта был подчинён ваффен-СС, вместе с другими национальными частями, что и даёт пищу современным пропагандистам. Но при этом ни в одном архиве нет какой-либо фотографии казаков или служивших в казачьих частях немцев в форме СС.


Казаки в составе вермахта воевали на Восточном фронте в кампаниях 1942 и 1943 года и на Западном в кампании 1944 года. Воевали против регулярных и часто превосходящих их численно войск Антигитлеровской коалиции. В другое время те же самые люди воевали против коммунистических партизан в Белоруссии, Югославии и Италии, на протяжении 1943-45 гг. Если любые боевые задачи против партизан являются карательными, то тогда не иначе как карателями стоит называть части Советской Армии, действовавшие на Западной Украине и в Прибалтике в 1945-49 гг, а также части Российской Армии, действовавшие в 1995-96 и 1999-2000, да и позднее в Чечне. Просто надо быть честными перед собой.


Собственно, это признал и советский сталинский суд. Казачьих вождей преследовали в первую очередь за антисоветскую и белогвардейскую деятельность. Преамбула приговора военной коллегии ВС СССР от 16 января 1947 года судит П. Краснова, А. Шукро и К. Султан-Гирея как генералов «белой армии», а фон Паннвица как генерал-лейтенанта германской армии, а не бригаде-фюрера СС. Тогда же коммунисты расправились с Забайкальским атаманом Г. Семёновым, которого схватили в 1945-м в Китае. Атаман в войне на стороне немцев или японцев не участвовал, для казни было достаточно его антисоветской деятельности в период Гражданской войны.


Наконец, шестой урок заключается в том, что самостоятельность и своеобразие казаков некоторые лица из тех, что принимают решения в современной России, понимают лучше большинства самих казаков. И пытаются воспитывать нас в определённом русле. Примерами чего служат преследование одного из известнейших казаков нашего времени, мецената и товарища атамана ВВДЗ по России Владимира Мелихова, который уже два года находится под уголовным преследованием по делу о хранении оружия и боеприпасов. Хотя, что сам обвиняемый, что многочисленные авторы публикаций в госСМИ свидетельствуют совсем о других причинах давления и преследований. Некоторым жрецам современного неосоветского ренессанса не нравятся его усилия по сохранению исторической памяти казаков, в том числе и о Лиенце. Деятели отказываются понимать, что историческая память казаков может отличаться от такой же у представителей других народов.


Сложность сегодняшнего момента в том, что шестой урок кураторы казачества пока что выучили лучше самих казаков. Поэтому им удаётся контролировать видимый айсберг казачьего возрождения, с помощью идеологии службизма, приправленной песнями и танцами под гармошку. По всем наличным данным, за шестой урок представители массовых казачьих организаций имеют устойчивую «тройку». Однако, сюжет продолжает быть непредсказуемым, потому что по остальным пяти урокам казаки уже имеют собственные ответы. И очень отличные от написанных в методичках.


Алексей Лебедев



Другие статьи в литературном дневнике: