Один из моих любимых писателей

Наталья Тимофеева 007: литературный дневник

«Вам не нужно сжигать книги, чтобы разрушить культуру. Просто заставь людей перестать их читать»
Рэй Брэдбери.


22 августа 1920 года родился классик фантастики, человек, научивший человечество мечтать, великий и прекрасный Рэй Брэдбери.
Нежный философ, ласковый гений, даже в своих самых мрачных и страшных вещах он пугал читателей бережно, словно мудрый родитель, разъясняющий детям основы беспристрастного бытия.


Обладатель звезды на Голливудской аллее славы, титула «Гранд-мастер», медали фонда Национальной книжной премии, Национальной медали США в области искусств, премий Небьюла, Хьюго, О. Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина, Американской академии, «Гэндальф» и «Прометей», лауреат Пулитцеровской премии. В честь Рэя Брэдбери названы астероид и кратер на Марсе.


«Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все - значит, ему все еще семнадцать.»


«Большинство молодых людей до смерти пугаются, если видят, что у женщины в голове есть хоть какие-нибудь мысли.»


«Первое, что узнаешь в жизни, - это то, что ты дурак. Последнее, что узнаешь, - это что ты все тот же дурак.»


«Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.»


«Неважно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником.»


«Доброта и ум — свойства старости. В двадцать лет женщине куда интересней быть бессердечной и легкомысленной.»


«В войне вообще не выигрывают. Все только и делают, что проигрывают, и кто проигрывает последним, просит мира.»


«Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете.»


«Его улыбкой можно было вскрыть вены на запястьях.»
«Как бы ты ни старалась оставаться прежней, ты все равно будешь только такой, какая ты сейчас, сегодня.»


«Жизнь дается нам только на время. Пользуйся, пока можешь, а потом без слез отпусти. Это диковинная эстафетная палочка – одному богу известно, где произойдет ее передача.»


«Жизнь нельзя брать за горло – она послушна только легкому касанию. Не переусердствуй: где-то нужно дать ей волю, а где-то пойти на поводу. Считай, что сидишь в лодке. Заводи себе мотор да сплавляйся по течению. Но как только услышишь прямо по курсу крепнущий рев водопада, выбрось за борт старый хлам, повяжи лучший галстук, надень выходную шляпу, закури сигару – и полный вперед, пока не навернешься. Вот где настоящий триумф. А спорить с водопадом – это пустое.»


Рэй Брэдбери.


Рэй Брэдбери в детстве.


Буйная фантазия будущего писателя разыгралась с ранних лет. Среди этих фантазий было немало и таких, что заставляли Рэя испытывать ужас, но он ничего не мог с собой поделать. Хотя светлого волшебства и тяги к необычному в его воображении было больше. Одно время он сильно хотел стать фокусником, пребывая под впечатлением от выступления иллюзиониста Блэкстона.


В восемь лет он наткнулся на журнал фантастики Amazing Stories Quarterly, что стало отправной точкой его путешествия в мир фантастики. В один из последних дней, проведенных в родном городе, Брэдбери вновь наткнулся на иллюзиониста — правда, не того, что впечатлил его в детстве. Тот заявил, что узнал в нем старого приятеля, погибшего в 1918 году, и якобы Брэдбери унаследовал его душу. Как позже говорил фантаст, писать он начал благодаря этому загадочному диалогу.


Впервые молодой человек попробовал себя в качестве писателя в 12 лет, написав продолжение к роману Эдгара Берроуза "Великий воин Марса". Позже Рэй Брэдбери рассказал, что в то время он не мог себе позволить покупку книги, поэтому решил придумать, что же будет дальше. Писатель не раз говорил о влиянии Берроуза, оказанном на его юное сознание, "Марсианские хроники" тоже были вдохновлены этой серией романов.


К 20 годам юноша точно решил идти литературным путем. Первой его публикацией (в 16 лет) стало стихотворение, посвященное Уиллу Роджерсу (американский комик и актер), которое напечатали в газете в 1936 году.


А вот и само произведение "Памяти Уилла Роджерса"


«Тот, кто всю жизнь комедиантом был,
Нас ограждая от тоски и боли,
Кого мы звали просто Билл -
Посланник нашей доброй воли
Перо сломал.
Его чернильница разлилась,
И душа навстречу с
Богом устремилась.
Где та его бодрящая улыбка,
Что согревала целый свет?
Отныне не слыхать нам добродушных шуток.
Увы и ах! Они сошли на нет!
И вот когда нагрянул расставанья час,
Никто не прятал слез, что брызнули из глаз.
В честь долгой дружбы
Мы, возлагая на твое надгробье
Сей венок, стоя в изголовье,
Клянемся тебя помнить вечно.
Уилл Роджерс - памятник всем человекам,
Слепым и нищим, хворым и немым, калекам.
В сердцах у нас твой светлый образ заполыхал,
Род человеческий поник главою и зарыдал.
Аэроплан багровый взял курс на Север,
Тоскуя по просторам,
И канул в неизвестность,
Недоступный взорам.
А мы потрясены и до сих пор скорбим -
Дружище Уилл был нами так любим!»


В 1932 году их семья переехала из Иллинойса в Аризону, где Рэй начал активно сотрудничать с фантастическими журналами тех лет. А в 1934-м семейство Брэдбери перебралось в Лос-Анджелес, в разгар Великой депрессии. К тому времени Рэй был полноватым парнишкой в очках, с которым почти никто из сверстников не хотел общаться. Что, впрочем, отнюдь его не печалило: он целиком погрузился в книги.


После окончания школы Брэдбери не могли купить новый пиджак. Тогда пришлось идти на выпускной в костюме покойного дяди Лестера, погибшего от рук грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали. После окончания школы юноша работал продавцом газет на улицах.


Материальное положение его семьи было трудным, так что денег на дальнейшее образование у юноши не было. Рэй Брэдбери не оканчивал колледжа, что, как мы знаем, не особо сильно помешало ему стать одним из главных американских писателей.


"Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку."


«Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница «Франкенштейна». Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке?»


В 1937 году начинающий писатель вступил в "Лигу научных фантастов" Лос-Анджелеса (на данный момент это самая старая лига, она до сих пор действует). Это было объединение молодых писателей и просто заинтересованных людей, они встречались каждый четверг в кафе "Clifton's".


Это было счастливое время для Рэя Брэдбери, ведь он обрел единомышленников, товарищей с похожими интересами. Ребята собирались в кафе и говорили на самые разные темы, обсуждали фантастические миры, космические корабли и пришельцев с далеких планет.


Рассказы писателя начали публиковаться в недорогих журналах, которые печатали в основном бульварную фантастическую прозу. В то время Брэдбери много работал, формируя индивидуальный узнаваемый стиль. В 1939-1940 годах он издавал мимеографический журнал "Futuria Fantasia" совместно с несколькими другими авторами (в список авторов выпусков входили Ханнес Бок, Форрест Дж. Акерман, Генри Каттнер, Дэймон Найт и Роберт А. Хайнлайн.). В этом журнале Рэй Брэдбери размышлял о будущем человечества, об опасностях, подстерегающих людей и так далее.


В 1942 году молодой человек перестал продавать газеты и стал зарабатывать полностью (хоть и не особо много) на собственных произведениях, в год получалось в среднем 52 рассказа.


В 1946 Брэдбери встретил любовь всей своей жизни - Маргарет Маклюр (Мэгги).


"Любовь - это когда кто-то может вернуть человеку самого себя. Возможно, любовь - это если кто-то, кто все видит и все помнит, помогает нам вновь обрести себя, но ставшим чуточку лучше, чем был, чем смел мечтать…"


Знаменательная встреча произошла в книжном магазине Лос-Анджелеса под названием "Фаулер Бразерс", где Мэгги работала на тот момент.


Сначала девушка отнеслась с подозрением к юноше в мешковатой одежде и портфелем в руках, ведь обычно подобные типы попадались на краже. Она подошла к Брэдбери и узнала, может ли чем-нибудь помочь, на что писатель ответил, что он ищет сборник фантастики с напечатанным рассказом его авторства.


Рэй спросил, слышала ли Мэгги раньше его имя, но на тот момент она не имела понятия о начинающем путешественнике по мирам. Маргарет настолько понравилась Рэю Брэдбери, что он пригласил ее на чашку кофе, от чего она отказалась в первый раз, но во второй его визит в магазин согласилась. К моменту повторного приглашения она уже прочитала тот самый рассказ и осталась в восторге! Во время свидания пара не могла наговориться, у них было очень много общего.


Уже 27 сентября 1947 году Мэгги и Рэй Брэдбери заключили брак, который продлился до самой смерти женщины (в 2003 году), вместе они были целых 56 лет! В этом союзе родилось 4 дочери: Сьюзен, Александра, Рамона и Беттина.


Первые несколько лет брака Мэгги много работала, чтобы ее супруг имел возможность развивать свое творчество. В те годы писательская деятельность почти не приносила семье Брэдбери доходов, но вскоре усердный труд дал свои плоды: сборник марсианских рассказов стал первой успешной публикацией автора. Кстати, это произведение Рэй Брэдбери посвятил жене, которая поддерживала его на всем пути.


«Мы - невозможность в невозможной Вселенной.»


«Ты знаешь, и я знаю, что я мистер Никто из Ниоткуда, на пути к Вечности, с потухшим фонарем и без единой свечи.»


«Чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе и есть ответ.»


«Никогда не подвергай сомнению чудеса, когда они происходят.»


"Главное - верить. Помнишь, что я говорила? Если верить, то ничего не страшно. Во что угодно: в смешные воспоминания, в людей, которых когда-то любил, в слезы, которыми когда-то плакал. В детство. В то, что хотел бы сделать. В любимую музыку. Если думать только об этом, без остановки, - любые страхи исчезнут."


"Улыбайся, не доставляй беде удовольствия."


"У нас одна обязанность - быть счастливыми."


"Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете."


Рэй Брэдбери






Другие статьи в литературном дневнике: