Маленькие истории большой катастрофы

Наталья Тимофеева 007: литературный дневник

Lina Gorodetsky


Якова Генса расстреляли 14 сентября 1943 года, накануне окончательного уничтожения Вильнюсского гетто. Было Генсу 38 лет.


Яков Генс служил в литовской армии, завершил службу в чине штабс-капитана в 1924 году. В 1935 году окончил университет. В конце 1939 года вступил в ревизионистскую фракцию сионистского движения.


Но началась война и оккупация Вильнюса. Яков Генс был женат на литовке и, по всей вероятности, мог бы избежать гетто, найти какие-то выходы, но он сознательно выбрал быть со своим народом...


А дальше... а дальше начинается что-то страшное, запредельное, о чем думать просто невозможно. А я думаю об этом часто. Какие тяжелейшие экзамены проходили люди. Иногда выходя из них с честью. Иногда проваливая их.


В сентябре 1941 года Яков Генс возвглавляет еврейскую полицию гетто. Затем в июле 1942 года становится главой Юденрата. Сотрудничает с немцами, способствует депортации стариков и больных людей, пытаясь, как он говорил, таким образом спасти женщин с детьми.


Считает, что только принося пользу можно сохранить жизнь в гетто, и большинство жителей работали на немцев. В октябре 1942 года помогает немцам забрать 406 стариков и больных из гетто местечка Ошмяны, полицейские из еврейской полиции участвовали в передаче их немцам. Далее эти несчастные были расстреляны.


Останавливает уход евреев в партизанские отряды, после того, как немцы, узнав об этом, пригрозили уничтожением гетто. На его совести, как я прочитала, и сдача подпольщиков оккупантам.


Когда возникает призыв к массовому восстанию летом 1943 года, не поддерживает его. Он был уверен, что только так сможет сохранить жизнь узников гетто. В июле 1943 года арестовывает руководителя подпольщиков Ицхака Витенберга. Его освобождают друзья по подполью, готовые к восстанию. Яков Генс призывает жителей гетто выдать Витенберга, убеждая их, что только так можно будет избежать уничтожения гетто и спасти жизнь.


Его призыв очень повлиял на простых людей. Они с палками и камнями окружили дома, где находились члены партизанской организации и потребовали выдать Витенберга. Женщины кричали и плакали, что партизаны - убийцы их детей.
Понимаете, не немцы, не литовские полицаи, а еврейские партизаны... Люди были доведены от отчаяния, абсолютно понятного нам и сегодня.

Да и сегодня, порой в первую очередь обвиняют не тех, кого нужно обвинять в первую очередь...
Но мы сейчас говорим о дне вчерашнем в судьбе нашего народа.


Ицхак Витенберг, один из мужественных людей того времени, сам вышел из укрытия и сдался немцам.

А Яков Генс был расстрелян 14 сентября 1943 года, он так и не узнал, что Вильнюсское гетто, люди, которых он пытался спасти любой, подчас, страшной ценой, будут расстреляны спустя короткое время.


Мне было страшно думать о нем, о принятии им решений, о мотивах, которыми он руководствовался. Страшно думать об этих обреченных женщинах с детьми, и об Ицхаке Витенберге, которые отдал свой пистолет Абе Ковнеру, назначил его руководителем партизанской организации и добровольно вышел к немцам.
Он покончил жизнь в тюрьме, отравившись цианистым калием. Ицхаку было 37 лет.


Такие вот:
#маленькиеисториибольшойкатастрофы



Другие статьи в литературном дневнике: