Аватар

Виктор Улин: литературный дневник

Наконец собрался написать об этом фильме, как намеревался давно.
Хотя не уверен, что меня кто-то поймет всерьез.
Подростки, оценивающие спецэффекты, вряд ли задумываются об идее; взрослые же люди этот фильм не смотрят всерьез именно из-за эффектов, встающих порой заслоном перед восприятием ИДЕИ.


Между тем этот фильм - который, скачав из сети, я просмотрел в домашнем кинтоеатре три раза подряд - не просто ГЕНИАЛЬНЫЙ, а, пожалуй, ЛУЧШИЙ по своей возвышенной, деструктивной античеловеческой идее, подспудно востребованной ВРЕМЕНЕМ.


И может служить образным дополнением к моему сканадльному очерку "О вымирании человека как биологического вида".


Поскольку в этом заключается сама ИДЕЯ - даже если создатели не думали о таком восприятии.
Ведь в "Аватаре" присутствуют как бы ДВА типа людей.
Выведенные в образе человекообразных кошек гуманоиды нави, коренные жители счастливой планеты Пандора.
И поганые американцы, пытающиеся эту планету уничтожить в целях наживы.
Первые олицетворяют того ЧЕЛОВЕКА, которого природа создала как венец своего творения с целью поместить на вершину сбалансированной экосистемы.
Вторые - многажды поименованные мною как ОШИБКА ПРИРОДЫ представители вида "человек разумный", на самом деле лишенного экологического разума и способного лишь разрушать свою среду обитания.
Фабула фильма основывается на элементарном и ставшем сегодня во главе угла конфликте человека с природой.
На первый взгляд фильм может показаться стандартным, совремнно запутанным и почти бессмысленным в сложности сюжета, вроде культовой, но не имеющей никакого идеологического веса именно из-за своей запутанности "Матрицы".
Но это лишь КАЖЕТСЯ.
Стоит лишь включить фильм и смотреть его подряд, не отрываясь и не прокручивая вперед, как становится очевидной предельная, прямо-таки КРИСТАЛЬНАЯ ясность сюжета. Ясность, которая редко встречается в современном кинематографе.
Внешняя атрибутика может исказить восприятие лишь тому, кто не умеет мыслить.
(Хотя и атрибутика замечательна. В ней все сбалансировано и продумано, хотя в общем практически все и заимствовано, а не оригинально. Начиная от летающих гор, сразу напоминающих популярную лет 10-15 назад стратегию "Нетшторм" кончая монстрами, которые тоже не выдуманы, а заимстованы из числа обитателей моря. перенесенных на сушу. Но это НЕВАЖНО; важен лишь производимый эффект)


ИДЕЯ же очень ясна: вот мы, вот враг - и их надо уничтожить во имя жизни на планете.
Правда - и в этом я вижу повеление времены - "мы" это не мы, а природа, а "враг" - это как раз мы, то есть люди.
И переход несчастного, искалеченного в земной жизни бывшего морского пехотинца Джейка Салли на сторону природы, воюющей против людей, с одной стороны аналогичен тому, как если бы я реально надел эсэсовский мундир со свастикой на рукаве и во главе зондеркоманды пошел бы уничтожать каиново племя москвичей, а с другой - являет единственный выбор, достойный ЧЕЛОВЕКА в мире, которые самим человечеством почти разрушен.


На его месте я поступил бы так же.


Хочется писать еще и еще, но я останавливаю сея, поскольку опасаюсь скатиться на простой пересказ фильма, который нужно просто ПОСМОТРЕТЬ.


Скажу только, что этот фильм подарил мне такой катарсис, которого я не испытывал давно.


Когда мать-природа, изначально остававшаяся нейтральной, оказывается не в силах терпеть бесчинства человека, когда полчища громадных (сотворенных из страшной акулы-молота, поставленной на ноги) пандорских носорогов вырываются из джунглей, сметая, круша и затаптывая в пыль захватчиков-людей - в этот момент у зрителя сжимаются кулаки и и к горлу подступают слезы.
И хотя фильм американский, фантастический и вроде бы лишенный связи с нашей сегодняшней жизнью, именно в этот момент, при этих кадрах внутри у меня все переворачиватся и сама собой всплывает откуда-то грозная мелодя:
- ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ !!!


И это потрясающе.
И хочется пожить еще немного, когда сознаешь, что где-то есть люди, которые в общем мыслят прктически так же, как и я. Хотя в отличие от меня, имеют доступ к материальным ресурсам, дающим способность донести свою мысль до массы.


И пусть масса на 90% состоит из серых имбецилов, которые в фильме видят именно одни лишь спецэффекты, но если даже несколько оставшихся процентов поймут все ПРАВИЛЬНО - значит сделано не зря.
Значит моя идея о выросшем антагонизме человека с природой - разрешимым лишь путем уничтожения человека во благо природе - поддержана кем-то еще. И я не одинок в своем светлом человеконенавистничестве. И есть надежда...


А в общм - СМОТРИТЕ фильм.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.03.2010. Аватар