Любимое из Воздыханий окованных Е. Домбровской

Галина Алинина: литературный дневник

…И был, помню, тогда поздний, горячий, яркий март, снег - лишь в углах дворов, да под воротами, и асфальт переулка - весь в рытвинах – оголенный и измытый мартовскими водами. И вдруг в одной из этих ям мы увидели – словно в тайном окне, внезапно открывшемся пред нами в мир иной, – старинную московскую мостовую: булыжники всех цветов, словно огромные отшлифованные морем агаты, сердолики… Старинная укладка, крепкая, ровная, камни изглаженные, а между ними – на глубине – не наша теперешняя, а та московская земля, песочек, схороненный под столетним асфальтом и старыми камнями, уложенными руками тех, кого уже так давно нет и в поминах.
Что мне было до этого булыжника… У меня и так в сознании, «за кадром» уже стучали и гремели подковами по мостовой, валились под спуск - «Пади!..» - коляски да пролетки, а по сторонам – виды, Замоскворечью не уступающие. Промоченные весенними дождями, просмоленные временем под самую темную морилку деревянные дома - двухэтажные на кирпичных подклетях, с резными подзорами на оконцах и карнизах. А в них – жизнь, богатая, стихийная, чудная, и страшная, и мирная, и широкая, и святая – наша, любимая, своя, былая русская жизнь.


…Но пришло время, когда словно из внезапно распахнутых на шумную площадь окон, как из оркестровой ямы, где настраивался какой-то гигантский и лихой оркестр, из глубины бездны, разверзшейся между настоящим и прошлым, выплеснулась чудовищная какофония звуков. Увы, бабушка при жизни своей меня ни о чем таковом не предостерегала. То ли смирилась с необратимостью изменений, постигших русскую жизнь, то ли мудро и мужественно полагала, что лучше всего – оставить все как есть, в надежде, что ежели Богом суждено, то человек рано или поздно сумеет вынырнуть с Его помощью и из этой «оркестровой» ямы, а нет, - так на нет и суда нет.



Другие статьи в литературном дневнике: