Из Е. Домбровской. Главы не вошедшие в Весну.

Галина Алинина: литературный дневник

В миру человек становится участником и одновременно зрителем калейдоскопа событий: мелькают люди, новости, меняется характер деятельности, покупаются новые машины, квартиры, дома, рождаются дети, внуки, меняется политический климат в стране, и это тоже становится предметом умственной, душевной, физической суеты, имитирующей жизнь. Человек ищет и находит для себя теплые ниши – кто что: семейная жизнь, профессия, творчество, друзья, путешествия и развлечения, политика, карьера, - только бы заполнить страшную пустоту безмолвного бытия, потому что стоит только раз остановиться – как это безмолвие обрушивается на человека как неотвратимое цунами. Вот почему для многих самые тяжкие испытания, когда в жизни «ничего не происходит», или: «все одно и то же».


Люди учатся, потом приступают к осаде карьерной лестницы, возможно, они одновременно совершенствуют и свое мастерство в каком-то якобы облагораживающем их деятельность служении этой же самой жизни и этим же самым житейским ценностям, выставляются на выставках, все дороже продают свои картины, становятся депутатами Госдумы, восходят или не восходят вверх по социальной лестнице, потом ищут утешений по горизонтали, если вертикаль не поддается, меняют мужей и жен, без конца упражняют и услаждают органы чувств сменяющимися звуками музыки и видами за окном автомобиля: «Ой, я еще не был на Багамах, не был там-то, не видел то-то…». А если не доступны Багамы, то можно и на соседний участок смотреть и сравнивать, и хвастаться даже и не всегда вслух…
Но все постепенно приедается, оскудевает взор, распростерстый по горизонтали, и пустоту начинает заполняет зрелище, телевизор, вино, отчаяние и маленькие радости: любимая дача, редкие сорта роз, бесконечное и пустое общение с людьми. Но вот приходит спасительная старость, с немощами и болезнями и человеку становится не так уж много и надо и заодно время чем-то заполняется…


Приближается последний акт увлекательного спектакля под названием жизнь… Хорошо еще, что слабеют силы и внимание к внешней смене событий и желание устремляться куда-то и как-то продвигаться – неважно верх или вбок, неважно так же, и зачем, – лишь бы продвигаться, чтобы жизнь не стояла на месте, чтобы за окном с бешеной скоростью уносились города и реки, заборы и чьи-то хоромы - вот это желание внешней динамики жизни притупляется, сменяясь некоей имитацией поиска динамики внутренней (далеко и это не у всех). Начинается движение назад – в прошлое. Это обычно называют погружением в себя или подведением итогов жизни…


Человек оборачивается назад, скучает о хорошем, скорбит о плохом, – и вот уже из разрозненной мозаики складывается картина твоей жизни – как некий чемодан с нажитым багажом, только при этом не совсем понятно, а куда это человек собрался и что же все-таки обозначала эта мозаика и был ли в ней вообще какой-то смысл? Судя по миллионам человеческих высказываний – в том числе и в творчестве, смысл и цель была одна – спокойно умереть…



Другие статьи в литературном дневнике: