***

Татьяна Вика: литературный дневник

Биолог будет бегать и кричать - лженаука, лженаука, лженаука... Социологу проще. Есть Социология знания, которая сразу говорит, что нужно просто реконструировать контекст, в котором жили эти люди, откуда они пришли, как формировались, куда они выплыли.
Либо делаешь это (нечто) объектом исследования, либо не делаешь это объектом высказывания. 47:32 Вахштайн у Савватеева.
не высказывайся о том, что ты не изучал!


Если какая-то область объявляется научной или ненаучной, возникает вопрос, где находится наблюдатель, который производит наблюдение, позволяющее ему сказать, что что-то не является наукой. Ты как биолог утверждаешь, что, например, теология не является наукой, ты как общественный деятель это утверждаешь? Это высказывание от лица науки о мире, но при этом не на языке этой науки. То есть ты говоришь в этот момент не на языке своей дисциплины о том, как устроен мир. Ты в этот момент не популяризируешь язык этой дисциплины, которая позволила тебе тебе сделать вывод, ты не показываешь, как было достигнуто знание -ты просто приходишь и говоришь: поверьте мне, я - представитель этой области и поэтому - верно именно это. Эта логика ущербна сама по себе.







24:00 Изъян биологического мышления - Мир дан, как он дан, и мы просто, ковыряясь в мире, изучаем его, как он есть. Т.е., не строим модели, не смотрим на мир через оптику своей дисциплины, мы просто запустили туда свои лапы и изучаем его, как он нам дан в ощущениях.


О Галилее. Чувак, ты придумал офигенную математическую модель, которая хорошо описывает все, что включает затмения и прочее. Но, как математическую модель - истину модели тебе никто не запрещает проповедовать. Иди и рассказывай, что у нас есть такая модель - для того чтобы объяснить, что есть X, Y, Z, надо допустить, что Земля вращается вокруг Солнца. А есть некоторая онтологическая истина мира - как там на самом деле, как оно есть! Это не задача математика и физика отвечать на вопрос, как оно там есть на самом деле. У тебя есть язык твоей дисциплины, изучай мир через язык своей дисциплины и НЕ занимай место, которое за Католической Церковью и святой инквизицией зарезервировано.
Мы, как ученые, должны в этот момент сказать - мы остаемся учеными до тех пор, пока не претендуем на вот это место священной инквизиции, на то, что говорим от лица мира о том, какой он есть на самом деле, потому что в этот момент мы претендуем на знание тех вещей, которых мы, как ученые, знать не можем. Как ученые, мы всегда находимся внутри железной клетки своего языка.


Когда ты забираешь у инквизиции и пытаешься занять ее место, ты перестаешь быть ученым.


Если ты претендуешь на то, что наука тотальна, тебе придется играть роль индоктринатора-индоктринёра.


***
Если одна из дисциплин ставит под сомнение научность смежной дисциплины, это националистическая дисциплина. Она вырезает чужие объяснения и не дает им права на существование. А имперская дисциплина включает в себя знания и определения смежных дисциплин и делает их своим инструментом.


За Авраамическое мракобесие! (тост).




Другие статьи в литературном дневнике: