***

Татьяна Вика: литературный дневник

В Библии сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4).
*
Прот. Олег Стеняев:
Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете более гуманен, чем тот порядок, который существует во всем мире сегодня.
Книга Второзакония: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5). Обновить дом – значит, обжить его, начать жить со своей супругой, заиметь свое хозяйство. То есть на войну не брали человека, не создавшего семью, который еще ни любви не вкусил, ни радости отцовства не познал. Юношей 18–19 лет на войну, по закону Божию, не берут. А в Чеченскую кампанию – я сам был свидетелем этого – 18-летних ребят, необученных, несмышленых, кидали в самые кровопролитные бои – это ужасно.
Читаем дальше Библию: «И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» (Втор. 20: 6). Какой гуманный закон! Человек должен насадить виноградник, собрать первый урожай, приготовить свежее вино, выпить с друзьями, попеть песни… Потом он может пойти на войну. По библейским законам, человека можно было взять на войну в возрасте от 21 года до 50 лет.
«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» (Втор. 20: 7).
Мужчина должен познать женскую любовь, полюбить свою жену, увидеть чад своих, стать отцом. Как говорится в знаменитом изречении: человек должен построить дом, посадить дерево, родить ребенка, тогда человек состоялся. И поверьте мне: люди семейные, те, кто состоялись в жизни, повзрослевшие, всегда лучше воюют. Когда началась Великая Отечественная война, в первый призыв брали 18-летних комсомольцев, и все они погибли. Когда стали призывать 40–50-летних мужиков, у которых семьи, дети, а у кого-то уже и внуки, ситуация переломилась. Кстати, это те, кто учились в воскресных школах еще до революции. Это всё были знающие жизнь люди. И Берлин брали 40–50-летние русские мужики, а не мальчишки, которые еще за плечами ничего не имеют. Человек должен знать, за что он жертвует своей жизнью, за что он умирает.
И снова обратимся к книге Второзаконие: «И еще объявят надзиратели народу и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Как видим, трусливых на войну тоже не брали. И очень понятно почему: чтобы они не смогли ослабить воинский дух идущих в сражение.
Итак, по закону Божию, на войну надо брать людей, которые уже состоялись, которые знают и понимают, почему они берут в руки оружие, за что они будут сражаться, что хотят оберегать.
Но самое интересное вот что: любая война начиналась с того, что, по закону Божию, врагу надо было предложить мир. В Библии сказано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20: 10–11). То, что война в библейском понимании должна начинаться с предложения мира, – поразительный факт, который необходимо пережить и осмыслить.
Еще в Писании говорится и о том, что человек воюющий должен бережно относиться к миру вокруг себя. Сейчас бездумно разрушается природа. А Второзаконие предписывает: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20: 19). А ведь речь идет о чужой территории! Были также законы санитарного характера: каждый воин должен был иметь лопатку, чтобы, справляя свою нужду, делать это в вырытую ямку, которую потом нужно засыпать землей. «Ибо Господь ходит среди народа Своего».





Другие статьи в литературном дневнике: