Дороги Российской Империи

Татьяна Вика: литературный дневник

;Великие стройки Николая II и освоение Донбасса


При Николае II застраивались целые регионы, создавались сотни заводов, строились тысячи километров дорог. В то время как в школах заучивают несколько «великих строек» коммунизма, в тени остаются десятки безпрецедентных строек Николаевского времени:


1) Транссиб. Самая длинная в мире дорога – около 10 тыс. км;


2) дорога в Мурманск. Самая северная дорога Империи;


3) железные дороги Кавказа;


4) железные дороги пустынь Средней Азии;


5) Новороссийское шоссе;


6) Амурское колесное шоссе;


7) стратегические шоссе на западе Империи;


8) освоение Донбасса (металлургические, угольные, химические, военные, машиностроительные предприятия);


9) освоение Кузбасса (в основном строятся угольные предприятия);


10) угольные предприятия Восточной Сибири;


11) освоение марганцевых рудников Грузии (Чиатура);


12) медные заводы в Армении (Алаверди);


13) освоение Урала (разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий);


14) освоение Домбровского угольного бассейна в Польше;
15) цинковые и свинцовые заводы Польши;


16) создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии;


17) форты и крепости на границах Империи (Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, крепость в Гродно, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда (Тотлебен, Обручев), Кронштадтская минно-артиллерийская позиция (форты Николаевский и Алексеевский);


18) судостроительные заводы в Николаеве;


19) судостроительные заводы в Ревеле (Таллин);


20) реконструкция Мариинской водной системы;


21) создание Северо-Донецкой речной шлюзованной системы;


22) углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга;


23) осушение болот Центрального региона и Западной Сибири;


24) орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в «Голодной степи»);


25) создание энергетических систем: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона (станции Москвы, Электрогорска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые крупные ГЭС.


Каждый из этих проектов заслуживает отдельного внимания.


Так, например, за простой фразой «Освоение Донбасса» при Николае II стоит создание целых семи крупнейших металлургических заводов и сотен шахт. Всего к 1913 году на Донбассе действует 1200 шахт, наиболее глубокая из которых «Новосмольяниновская» имела глубину 745 м. Кроме того, на том же Донбассе строятся машиностроительные, химические и военные заводы (производство патронов и брони). Развитие Донбасса подразумевало и создание современных коммуникаций. При Николае II только на участке от Харькова до Донбасса к 1913 году было построено 297 железнодорожных мостов. На участке Долгинцево (под Кривым Рогом) – Волноваха (Донбасс) – 214 мостов. И это далеко не все. Длина новых дорог измеряется тысячами километров. Внедряются передовые решения. Например, в 1908 году построен мост через Днепр в Кичкасе (Запорожье). Мост был двухъярусным – одновременно железнодорожным и шоссейным. Уже с 1905 года в Одессе появляются асфальтовые дороги. Подобным образом шло развитие и других регионов. Однозначно ясно, что таких объемов строительства, как при Николае II, прежде в истории не было никогда.



Другие статьи в литературном дневнике: