Сегодня память семи епископов Херсонеса Таврического.
Все они мученики. И все семь (!) были убиты на одной и той же кафедре в течение менее чем 20 лет!
Уже после первой смерти - Василия (забит до смерти камнями и палками в 309 году), назначения на эту кафедру являлось "расстрельной должностью". Но Владыки, сменяя друг друга шли на проповедь, читай "на смерть".
После Василия - Ефрем. Обезглавлен. Потом в одном и том же 311 году один за другим убиты Евгений, Елпидий, Агафодор. Капитон утоплен в море ок. 326 года. Всего их семь и только Ефрем - спутник первого мученика Василия, не был убит в Херсонесе, т.к. ушел с проповедью в иные страны.
Я конечно понимаю, что смерть - не шутка, а голод - не тетка. Только тот, кому не угрожала реальная смерть, только наглец или дурак может требовать смерти от кого-то другого. Мне и самому тысячи раз разные "блаженные" говорили: А чего это вы не остались в украине и не пострадали? Были бы мучеником. Мы б вам иконку написали...
Подобные люди вообще ничего не понимают ни в жизни, ни в смерти, ни в Слове Божием. И сами они умирать, конечно, не собираются.
Но все-таки. Может наступит такое время, когда поставляемому в епископы человеку будут говорить: "Вот, брат, ты взялся за жребий апостольский. Вообще-то за это всегда убивали. Будь готов и ты любить Христа до смерти и за паству костями лечь. Славу забудь, с комфортом попрощайся. Ты не барин. Ты - Жертва"
И не важно - есть на дворе гонения или нет их - такие слова нужны ставленнику в архиереи. Иначе зачем омофор носить?
Мы не забыли хвалиться принадлежностью к Церкви мучеников (будь то древних, или же новых, совсем недавних), а вот ясно понимать, что ничего не изменилось и мучения всегда возможны, мы забыли напрочь. Идея комфорта мозги одолела. Как будто все тяжелое осталось в далеком прошлом, а нам остались только титулы и звания + красивое облачение и велелепное богослужение.
Жизнь показывает, что все - с точностью до наоборот. И горе тому, кто мысленно к этим виражам не готов.
Вот, уже помянутые мученики Херсонеса. один за одним шли на окровавленую кафедру и все видели одну и ту же переспективу. Но шли! Значит никакого искательства славы, или удобства жизненного, или долголетия... у них напрочь не было.
В мирные времена епископская кафедра становится "опасной и завидной высотой" (слова Григория Богослова), на которую стремятся многие из тех, у кого нет малейшего намерения повторять апостольские подвиги (замечание его же). Когда это количество становится критичным, гонения, как болезненный вид очищения, неизбежны, а Церковь, как на зло, не готова.
И все жития, все праздники прочитываются в грозное время по иному. Не будь на украине всего нынешнего ужаса, можно было бы привычно сказать Херсонесским мученикам: Молите Бога о нас+ И все. И заняться своими делами. И в очередной раз не заметить, что это люди, смиренно шедшие на Голгофу один за другим, и ничего другого для себя не представлявшие.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.