Остров снова трясет

Виктор Ушаков Сахалинский: литературный дневник

Вчера опять тряхануло, в 3-25 ночи. Основательно так, ощутимо, по опыту - баллов 5 было, не меньше. Что невольно начал опасаться, как бы плита перекрытия не упала с потолка. И хрущевский дом не сложился в гармошку. 4,9 баллов - моряки прочитали по японской карте. По другим источникам цифры расходятся. Об этом узнали днем. Трясло по всему юго-западному побережью: в Невельске, Горнозаводске, Шебунино и в Холмске.


А ночью народ сорвался с постелей, в домах зажегся свет, и через пять минут люди были уже на улице. Машины завизжали, начали ездить туда сюда. Скрыться в безопасное место. Встревоженные жители долго - семьями с детьми и лающими домашними собаками - стояли на морозе. Через час толчки повторились. Земля шевелится.
Снова пронзил полузабытый животный страх, который охватил всех 2 августа 2007 года и еще долго преследовал. Кто-то проснулся за две-три секунды до толчков. Что это? Обострённое чутьё или уже выработанный инстинкт выживания?


Люди говорят, нивхские (и айнские – я бы добавил, потому что мы на юге острова) боги гневаются на то, как человек непотребно относится к природе. Один знакомый сравнил землю с живым организмом. Если в него втыкать иголки, да еще сверлить и бурить, он непременно взбунтуется.


Утром вороны появились, значит, проскочили. В прошлый раз все птицы покинули Невельск и собрались черной тучей в горах на Ловецком перевале. За 12 часов до стихийного бедствия. Очевидец рассказывал. Никогда в жизни такого не видел, когда накануне ночью ехал в город.



Другие статьи в литературном дневнике: