Светлана Метелева. Анатомия меланхолии.

Ирина Завадская-Валла: литературный дневник

Анатомия меланхолии: сплин, скука и хандра


Депрессию принято считать чуть ли не главной болезнью современности, результатом сегодняшних вызовов и стрессов. Однако это отнюдь не только болезнь нашего времени: душевным терзаниям предавались в разные эпохи и в разных странах. Только называли их иначе: меланхолия, сплин, скука, уныние, хандра. Более того, случались настоящие пандемии меланхолии: в Англии 16 века меланхолия стала повальной интеллектуальной модой, а в 18 столетии заговорили об эпидемии «сплина», охватившей Европу.
Вместе с тем, начиная с античности меланхолический темперамент считался непременным спутником гениальности. Именно такая трактовка получила распространение в Ренессансе, а затем – долгую жизнь в европейской культуре, от знаменитой гравюры Дюрера до современного искусства. О меланхолии писали медицинские и философские трактаты, пьесы и поэмы, о ней размышляли богословы и политики. Художники «зашифровывали» мотивы меланхолии в живописи и графике. При этом в разных странах не только по-разному называли «модную болезнь», но и по-своему трактовали ее природу и причины. О метаморфозах идеи и изображения меланхолии в европейской культуре, а заодно о том, чем отличаются английский ‘spleen’, французская ‘ennui’ и русская хандра, можно говорить бесконечно.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.09.2025. Светлана Метелева. Анатомия меланхолии.