Правда - ложь, да в ней намёк... Украинский выбор.

Алла Павленко: литературный дневник

"«Чтобы услышать друг друга, надо найти ту развилку, от которой мы стали идти по разным идеологическим дорожкам. Один мой коллега заметил, что точка расхождения – она между правдой и ложью. Вот с этого места и начнём…».
…Так заканчивалась моя недавняя статья «Точка расхождения, или Копнём поглубже, чтобы увидеть подальше». По коллективам, по неформальным сообществам, по семьям прошла линия, разделившая людей на две дискутирующие (или враждующие) половины. Не думаю, что это линию можно стереть. Важно, чтобы она не стала расширяющимся провалом. А для этого вернёмся к поставленной цели. Можно ли, дойдя до того места, где мы, граждане одной страны, не авантюристы и не бандиты, не политики и олигархи, короче – нормальные люди, мечтатели и работники, родители и сослуживцы, друзья и товарищи, разошлись в своих взглядах о путях развития своей страны. И можно ли наши разногласия согласовать, примирить, найти компромисс?
Возвращаясь к мнению коллеги, с которым мы начали дискуссию, должен сказать, что точка расхождения – она не между правдой и ложью. Правда у всех своя. Есть, конечно, много того, с чем все согласны: Земля круглая, Волга впадает в Каспийское море. Хотя… Как-то общался с одним молодым человеком, недавно закончившим школу. Так вот он с удивлением узнал от меня, что звёзды на небе – это похожие на наше Солнце светила, только далеко, а не светящиеся на небосводе точечки, как он думал… Галилей, Коперник, Джордано Бруно, Ломоносов Михайло Васильевич, Анатолий Иванович, мой учитель по физике, простите нас…
Но что касается вопросов мировоззренческих, идеологических, политических, то здесь общей правды нет. И что для одних – правда, для других – ложь. Был свидетелем спора двух киевлян. Один утверждал, что на Майдане было две группы людей: вышедшие по зову возмущённого сердца для борьбы за справедливое государство граждане и рвущиеся к власти боевики профашистского толка. А другой заявлял, что каждый день ходил на Майдан и ни разу нигде не видел фашистских знаков, бандеровских призывов типа «москаляку на гиляку» там не звучало. Пошли в доказательство фотографии с Майдана с нацисткой символикой. На что был ответ – это фотомонтаж и вообще провокации титушек. И нет Верховного суда, который рассмотрит аргументы сторон и примет справедливое решение – по правде, а не по лжи. Такой суд в каждом из нас. Раньше его называли совесть. Но суд приватизирован мировоззрением, работает на него и решения такого суда прогнозируемы. Одни факты, исходя из сложившихся взглядов, принимаются к сведению (и становятся правдой), другие, тоже факты, – нет (поэтому отныне считаются ложью). Когда-то рисунок одного советского карикатуриста победил в международном конкурсе: два человека яростно спорили, глядя с двух сторон, какая цифра нарисована – 6 или 9?
Мы оказались волею судеб на границе двух веками складывавшихся миров: западного, англо-германо-католического и восточного, славяно-византийско-православного. Для первого, западного, целью является цивилизация, а культура – средство в её развитии. Для второго, восточного, цивилизация – средство, а цель – культура. Запад достиг высокого уровня цивилизации, комфорта, социальных институтов. Справедливости ради при этом надо отметить, что на протяжении веков запад накапливал ресурсы за счёт ограбления колоний. «Мир за границами своей цивилизации западным обществом рассматривается как "иномир". Любые преступления допустимы, если приносят благо своей стране. Колонии играют роль сундука, из которого можно, не считая, черпать, не заботясь о судьбе туземцев». Русь же прирастала ресурсами за счёт освоения малонаселённых сибирских просторов. Иная ментальность, ориентированная больше на культуру, нежели на цивилизацию, накопила в русском мире высокую духовность, порой бесшабашную удаль, порой всплески невиданного героизма. Славянин готов мириться с неустроенностью и малокомфортностью, но будет отстаивать справедливость и честь, ибо «как я потом людям в глаза посмотрю?»
Известно, что американские солдаты отказываются вступать в боевые действия, если риск быть убитыми превышает четверть личного состава. Горстка советских воинов два месяца сопротивлялась в сотни раз превосходящим силам фашистов в Брестской крепости в 1941 году.
Западная и Восточная Европа сформировали два типа людей, два мировоззрения. И нельзя сказать, какой лучше. Они разные. Причём как на Западе живут люди условно «восточной ментальности», так и на Востоке – «западной». Вот здесь и водораздел, точка расхождения. Для одного украинца фашизм есть противоестественное, античеловеческое и недопустимое явление, а другой считает: «Фашисты? Где? Я их не вижу. Но если они есть – слава Богу, значит, в нормальной стране живем, где все силы представлены и всем предоставлена возможность предъявить свою точку зрения. Это не значит, что ее надо поощрять и поддерживать. Нет, с ней нужно бороться, но с помощью правды, а не подтасовок и лжи». Один украинец ощущает себя частицей большого Русского мира, чувствует глубинную связь с русской культурой и видит дальнейшее развитие страны в тесной кооперации с российскими предприятиями. Другой бежит от России как чёрт от ладана, видя в ней только имперские амбиции. Не замечая при этом имперских амбиций англо-саксонского мира. Такая нетерпимость к другому, нежелание услышать другую точку зрения, уверенность, что только моя правда есть правда, а правда оппонента, несомненно, – ложь, затуманивает разум и делает нас не прагматичным, не думающим обществом. В таком жёстком и абсолютно прагматичном мире. Мы не умеем договариваться ради развития страны. Поклонение идолам для нас важнее. Поэтому и результат такой: крупная европейская индустриальная республика всего лишь за два десятка лет скатилась до одной из беднейших и неперспективных стран в мире.
Говорят, изменить мировоззрение человека практически невозможно. Но также было сказано – нет невозможного, есть трудное. И уж договариваться и находить компромисс мы просто обречены. Ибо как мы потом своим детям в глаза посмотрим? Не спадает, а только усиливается просветительская задача, задача образования страны. И все уроки в этой школе для отстающего ученика Республика Украина крайне важны. Мы и историю свою не знаем, и работу над ошибками не довели до конца, и с экономическими знаниями у нас провал. Тут вот один ученик, Витя Янукович, в последний момент выучил урок по экономике, дошло до него, что подписание ассоциации с ЕС просто разорит страну, а его взяли и из школы исключили. Потому что всё нужно делать вовремя. А не освоим слишком запущенную программу образования общества, тётя экзаменатор по имени Жизнь всё государство исключит. Не пропадём, конечно, только называть нас будут по-другому – не Украина."


Сергей Ветров - Педагог, методолог, журналист, общественный деятель.


Сонька - частица большого Русского мира.



Другие статьи в литературном дневнике: