Донбасс поэтическийДонбасские поэты в годы Великой Отечественной войны. (літературна довідка для широкого кола читачів м.Добропілля-2011) Великая Отечественная война в корне изменила нашу жизнь. Но именно в это тяжкое и скорбное время донбасские летописцы внесли свою наиболее весомую лепту в дело разгрома ненавистного врага. Многие из них (Н. Упеник, Ю. Черный-Диденко, П. Байдебура, Н. Рудь, П. Чебалин, А. Ионов, В. Буряк, И. Карабутенко) находились на фронтах. Смертью храбрых пал на поле боя талантливый украинский поэт капитан Кость Герасименко, при освобож- дении Белоруссии погиб русский поэт пулеметчик Юрий Черкасский, не вернулся из-под осажденного Николаева прозаик гвардии лейтенант Демьян Семенов, погиб украинский поэт, бывший сотрудник газеты «Макеевский рабочий» Дмитрий Надеин, навеки остался на днепровском прибрежье молодой горловский поэт сержант-минометчик Борис Котов. Правительство посмертно удостоило его высокого звания Героя Советского Союза. Со мной везде, любовь тая, Источник дум и гнева мать — Мой дом, мой край, земля моя! Донбасс как символ мужества, плененный, но не сдавшийся врагу край, вошел в качестве немеркнущего художественного образа в первый стихотворный сборник украинского поэта-фронтовика Василя Швеца «Добрий ранок, Україно!» (под редакцией П. Г. Тычины). Его поэтический первенец появился в самом конце войны, будучи подписанным к печати 9 марта 1945 года (Украинское государственное издательство, Киев— Харьков). В безымянном стихотворении, имеющем географическую и хронологическую расшифровку («Южный фронт. 1942»), автор излил нежные сыновние чувства к рабочей Донетчине и вдохновенно прославил мужество советских воинов, которые вели на ее территории ожесточенные бои с псами-«рыцарями» двадцатого века: Еще в 1941 году, когда война шла в самом центре шахтерской Донетчины, выдающийся украинский поэт и наш земляк Владимир Сосюра патетически провозгласил: Ми умїєм боротись, як треба, Не видно світу. Танки йдуть до задимлених брам, Виє, стогне. Та в бою, що скривавлює небо, Мої вітри, мої сніги! Не здається Донбас ворогам. У час такий сам ідол здохне Від цеї дикої пурги. В оккупированном Донбассе распространялись также патриотические стихотворения известного русского поэта-шахтера Павла Беспощадного. Тяжело больной, он из далекого Таджикистана, где находился в эвакуации, передал плененном, но не сдававшемуся отчему краю клятву борьбы и победы: Мої вітри, мої долини, Принишклі хати шахтарів І терикони темно-сині, Мене ваш подих обігрів. На все життя. Тепло вуглинок, Донбасс никто не ставил на колени Яке ти рідне, світе мій! И никому поставить не дано!.. За тебе, за оцей будинок Гримить, не утихає бій. Великая Сталинградская битва стала поворотным пунктом в истории Великой Отечественной войны. Вместе с передовыми отрядами действующей армии в Донбасс возвращаются и писатели-фронтовики. Из освобожденного Довідку підготувала бібліограф МБВ ЦБС Бучковська Л.В. 2 19 Благодаря коллективному сборнику, тираж которого по тем временам являлся более чем внушительным — 10 тысяч экземпляров, имена многих его авторов стали известны широкому кругу советских читателей: Иван Нехода, Михаил Стельмах, Василь Швец, Ярослав Шпорта, Евген Бандуренко, Николай Шаповал, Тымиш Одудько, Данило Бакуменко, Дмитро Билоус, Алексей Ющенко и другие молодые поэты Советской Украины. Донецка в «Правду» сразу же передает большую корреспонденцию Борис Горбатов. Еще не закончилась война, а в Донбассе ключом начинает бить литературная жизнь. Первой ласточкой в деле творческого возрождения явилась небольшая книжечка новелл П. Байдебуры «Земля донецька» (Киев, 1944 г.). Затем последовал сборник стихотворений П. Беспощадного «Избранное», опубликованный в марте 1945 года в Луганске. Инициатором его издания был главный редактор «Луганской правды» Михаил Куртынин (сейчас — секретарь Союза журналистов СССР). В сборнике были представлены стихотворения и на «донецкую» тему, принадлежавшие перу тех авторов, которые принимали участие в боях в Донбассе. Иван Маевый был представлен стихотворением «Краснодонцы», Алексей Новицкий — «Где течет Луганка», а Александр Пидсуха (он продолжит свою творческую работу в Донецке и после войны) — стихотворением «На запад!». Редакция «Луганской правды» (Луганск освободили ранее других городов Донбасса) стала одним из основных очагов возрождения и консолидации местных литературных сил. В ее литературном объединении активное участие принимали Павел Беспощадный, возвратившийся из армии майор украинский поэт Николай Упеник, молодой журналист Тарас Рыбас, старший лейтенант-фронтовик Степан Бугорков, русский поэт еще «забойских» времен Павел Анненков, начинающие тогда литераторы Никита Чернявский и Василий Горяинов, заведующие кафедрами литературы пединститута Михаил Диченсков и Георгий Гончарук. Положительную оценку в предисловии «Зеленые побеги» П. Г. Тычина дал фронтовой лирике молодого украинского поэта из Донецка Николая Рудя, представленному в коллективном сборнике тремя стихотворениями: «Мой дом, мой край...», «Я в бой иду», «Как часто у старого тына...». Первое из них, отмеченное Тычиной, наиболее удачное как по своим художественным качествам, так и по идейной направленности. Подтверждением может служить вторая строфа стихотворения «Мой дом, мой край...» -- клятва и жизненное кредо поэта-бойца: В 1945 году в Луганске издается и первая книга большого коллектива авторов — альманах «Донецкие огни». Хотя она вышла под грифом литобъединения «Луганской правды», ее авторы представляли весь литературный Донбасс: П. Беспощадный, В. Матусовский, П. Байдебура, И. Иванов, Н. Чернявский, В. Мухин, Л. Галкин, Иван Маевой (под этим псевдонимом выступал И. И. Басе, ныне доктор филологических наук). Пока не кончится война, Пока родная сторона Вздохнет и вольно заживет. Степь теплой рожью поплывет, Я буду в памяти беречь, Я пронесу: не пронести Я не могу тебя, моя В лесах вечерняя заря! Шумишь, бунтуешь ты во мне, Являешься в коротком сне Где б ни был я, куда б ни шел, 3 В 1944 году возрождается Донецкая организация Союза писателей Украины во главе с Павлом Байдебурой и Андреем Клоччей, вокруг которой сплотились известные и молодые литераторы. А уже через год в Донецке был издан первый коллективный сборник — «Стихи о Донбассе». В нем выступили В. Сосюра, П. Беспощадный, М. Фролов, В. 18 Соколов, В. Горяинов, В. Радевич и другие поэты. Еще через год в Донецке начинает выходить из печати альманах «Литературный Донбасс» — преемник довоенного одноименного журнала, в свое время также принявшего творческую эстафету «Забоя». В первом номере «Литературного Донбасса» (1946 г.) выступили Ю. Черкасский (посмертно), А. Пидсуха, Л. Черкашина, М. Ледянко, П. Чебалин, А. Клоччя и другие авторы, которые уже были представлены ранее — в сборнике «Стихи о Донбассе» и альманахе «Донецкие огни».. . Почти все стихотворения из названных сборников, за исключением книги И. Гончаренко, были написаны во фронтовом Донбассе и внесли свою весомую лепту в дело развития военно-патриотической темы украинской советской поэзии. Подтверждающим примером может служить и небольшое стихотворение П. Усенко из его «Вогнищ боротьби», написанное 4 марта 1942 года и помещенное на 32-й странице его сборника: Криваво-вогняні завої Донбаські землі облягли: Пройдет еще немного времени, и о борьбе патриотов Донбасса на оккупированной фашистами территории поведает читателям М. Фролов, создавший полновесную поэму «Максим Гора». Аналогичную тему раскроет Л. Черкашина в документальной повести «В нашем городе». Но об этом — несколько позже. Печать зорі в мені, зі мною І наді мною в хмарній млі. Вона мене не кида, тішить, І там, де в клекоті чужім Спіткнеться кінь на роздоріжжі, Ударить куля на межі. Запевалами же темы трудового Донбасса в послевоенные годы закономерно считают П. Беспощадного, М. Фролова, Ф. Вольного, П. Шадура, И. Савича, В. Горяинова... Но чаще всего в первых послевоенных произведениях авторы обращались одновременно к двум темам — войны и созидания. Примером этому служит роман енакиевского инженера- металлурга В. Попова «Сталь и шлак», впервые опубликованный во второй послевоенной книге альманаха «Литературный Донбасс». І ворог лютий, кров'ю вмитий, На млі вирізує зорю — Не віда він, що з нею жити Я вічно буду — не умру. Активно воевали и творчески трудились в период Великой Отечественной войны молодые украинские поэты. Наиболее полно они были представлены в коллективном московском сборнике 1944 года «Мы — Сталина солдаты», о котором в нашем литературоведении почти ничего не сказано. Книга была выпущена в переводе на русский язык как «сборник стихов молодых украинских поэтов» из- дательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Предисловие к сборнику написал поэт-академик П. Г. Тычина — «Зеленые побеги». Он его начинал так: Из года в год мужал творческий голос писателей возрождающейся Донетчины. Интенсивно и всеобъемлюще развернули свою работу литературные объединения. Ведь неспроста «Правда» в своем номере от 2 июня 1963 года дала высокую оценку творчеству и деятельности рабочих писателей, объединившихся при редакции газеты «Кочегарка». Именно этим товарищам «Правда» посвятила свою передовую статью «Союз труда и искусства» и предоставила целую литературную страницу — «И уголь и песни идут на-гора!» Плодотворно трудятся на творческой «Вчера еще они были в нежном, переходном периоде от детства к юности, а сегодня уже стали возмужалыми, крепкими, волевыми людьми. Такое их чудесное изменение произошло в огне Великой Отечественной войны». 4 17 хоробрих» с таким посвящением двум лучшим воинам- шахтерам: «Пам'яті Героїв Радянського Союзу — НИНІ Гнилицької і Спартака Желєзного». В тексте произведения имеется и соответствующее пояснение: ниве донецкие романисты. Они пытаются всеобъемлюще охватить нашу жизнь. Например, «Черноокая, чернобровая» П. Чебалина — это большое художественное полотно о буднях и труде рабочих Донбасса. Главный герой произведения — коллектив. В основе сюжетной линии романа — обыденные и вместе с тем героические дела молодых горняков, которые по призыву партии, по велению своего комсомольского сердца съехались с разных концов необъятной Родины на строительство новых шахт Донбасса. Не один, а много вопросов из жизни рабочей молодежи затрагивает писатель. Здесь и партийное руко- водство комсомолом, труд и личное счастье, быт и религия. «Дія відбуваеться в Донбасі пізньої осені 1941 року». Поэма Любомира Дмитерко «Серця хоробрих» вошла в его сборник «На полі бою» (стихи, 1944). И хотя на обложке книги значится марка «Украинского государственного издательства», она печаталась в Москве, в типографии «Госэнергоиздат». Таким образом, именно Россия помогла становлению таланта украинского поэта- фронтовика, издав его сборник «На полі бою» (редактор А. Малышко). Большой в Донбассе является группа литераторов, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Они, эти писатели, вчерашние фронтовики, сполна изведали всю тяжесть военных походов — от западных границ до Волги и от Сталинграда до Бранденбургских ворот. О своих фронтовых путях-дорогах они создали вол- нующие произведения. Виктор Шутов — повесть «Я знаю ночь», Владимир Труханов — «Снова мне девятнадцать лет». За отображение широкой темы Великой Отечественной войны первым среди донецких писателей взялся Григорий Володин. Он ее успешно воплотил в своей трилогии «Тревога». В эту книгу вошли также патриотические сти- хотворения Любомира Дмитерко, посвященные Донбассу военной страды и вдохновлявшие наших воинов на ратные подвиги. Это — «Голос Тараса», «Нетлінний лист», «Вірш про пісню» и другие. Все они представляют первый раздел книги — «Південний фронт». Столица нашей Родины, несмотря на исключи- тельную загруженность типографской базы, оказала конкретную помощь в деле издания книг и другим украинским поэтам. В 1943 году под редакцией того же А. Малышко выходит сборник стихов Павла Усенко «3 вогнищ боротьби» (Укриздат ЦК КП(б)У, типография «Московский большевик»), там же и тогда же — сборник фронтовых стихов Ивана Гончаренко «Одеса, Севастополь» (Украинское государственное издательство, редактор Н. Шеремет). Коллеги и сверстники Володина украинские писатели М. Лисовская и К. Тесленко темой своих произведений избрали жизнь и деятельность тружеников Донбасса. В повести «На морї СЛІДІВ не лишається» они предприняли удачную попытку изобразить донецкое Приазовье наших дней, его людей, объединенных в рыболовецкие артели, социалистические преобразования в жизни рыбаков современного Донбасса. Одной из первых книг наших поэтов, на обложке которой рядом с наименованием издательства был впервые назван и украинский город, куда оно было перебазировано после освобождения от гитлеровцев, являлся сборник стихов Николая Терещенко «Зорі» (Украинское государственное издательство, Киев—Харьков, 1944. Редактор Л. Новиченко). 5 Следует также сказать о писателе послевоенных лет Валентине Белоусове. Он одним из первых донецких прозаиков (после В. Попова и одновременно с В. Пронским) обратился к такому трудоемкому жанру, как 16 роман. Имеется в виду его «Голос жизни», в котором освещены актуальные вопросы колхозного строительства в Донбассе, проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня сельхозартелей. Степан Крыжанивский, корреспондент газеты прославленной 18- й армии «Знамя Родины», также принимал участие в обороне Донбасса, начиная с августа 1941 года и вплоть до июльского отступления наших войск в 1942 году. Именно тогда поэт-фронтовик написал свое патриотическое стихотворение «Донбасс» на русском языке и несколько произведений на родном языке, посвященных бойцам и командирам 383- й шахтерской дивизии генерала Провалова. Тему колхозного села удачно воплотил А. Мартынов в своем романе «Не с неба звезды». И хотя в его произведении рассказывается не о Донбассе и даже не об Украине, роман выдержал четыре издания именно в нашем шахтерском крае, что свидетельствует о заслуженном успехе. Здесь же скажем и о первой книге будущего романа — трилогии А. Чепижного «Гагаи», материал для которой черпался из местных источников. Правда, Чепижный касается более раннего времени: Донбасс конца двадцатых годов, революционная борьба, преобразования в социалистическом сельском хозяйстве в период его ста- новления. 12 февраля 1942 года на фронтовых подступах к Ворошиловграду С. Крыжанивский написал одному из своих друзей проникновенное письмо в стихах (тоже на русском языке). В нем он с подлинным волнением рассказал о своих фронтовых спутниках — молодых бойцах из шахтерской дивизии (сформирована в Донецке). Следует заметить, что именно Степан Крыжа- нивский и Кость Герасименко из числа украинских поэтов- фронтовиков были наиболее активными авторами, отдавшими заметную творческую дань братскому двуязычию. И она обосновывалась не только спецификой Действующей армии, под знаменами которой собрались представители всех национальностей нашей страны, а великий русский язык помогал их общению. Частичный переход украинских поэтов на русский язык в период Великой Отечественной войны являлся, помимо всего прочего, ярчайшим и убедительнейшим примером интернационализма. Авторами романов являются также И. Мельниченко, Т. Рыбас, Н. Сластников, Н. Домовитов. Критик М. Миронов опубликовал несколько очерков о лучших людях современного Донбасса. Заметное место в творчестве донецких беллетристов занимают рассказ и новелла. Плодотворно в этом жанре трудятся П. Байдебура, Е. Летюк, В. Шутов, В. Захарченко, О. Плуталов и другие. Донецкий прозаик В. Пеунов уже много лет своего творческого вдохновения посвятил разработке остросюжетных тем детектива. Неоднократно издавалась его повесть «Последнее дело Коршуна», переведенная на иностранные языки. Многолетними тружениками на поприще сатиры и юмора являются П. Шадур, А. Ионов, Г. Кривда, В. Мухин и другие. В последнее десятилетие в Донбассе успешно также развивался беллетристический жанр по истории фабрик и заводов (шахт, колхозов) и по воссозданию художественных биографий замечательных людей. Так, Владимир Мухин опубликовал в 1960 году 15 В период оборонительных боев в Донбассе С. Крыжанивский по долгу своей службы часто бывал в шахтерских дивизиях — 383- й, 393- й и 395- й, входивших в состав 18- й армии. Известно, что эти дивизии вписали в историю Великой Отечественной войны много героических страниц, особенно во время оборонительных боев на Миус-фронте в 1941-—1942 годах. Активный участник этих боев, украинский поэт Любомир Дмитерко создал в июне 1942 года драматическую поэму «Серця 6 шахтеров. Из числа стихотворений тех лет, особенно необходимо отметить лиро-эпический «Лист до земляків», распространявшийся на временно оккупированной территории. И когда, спекулируя именем Тараса Шевченко, продажные души из числа украинских фашистов начали издавать отдельные произведения бессмертного Кобзаря, предварительно заменив слово «шмець» на «чужинець», этим воспользовалось коммунистическое подполье Украины. В партизанских типографиях была напечатана в виде отдельной книги поэма Т. Г. Шевченко «Сон», оформление и внешний вид которой соответствовали аналогичному изданию националистов. А где-то в середине шевченковского текста начинался «Лист до земляків» (донбассовцев — И. В.). документальную повесть «Поднадзорный Черницын», в которой с любовью воссоздан обаятельный облик передового русского инженера, основателя горноспасательного дела в Донбассе. Григорий Володин завершил в 1967 году большое художественное полотно по истории старейшего в стране Донецкого металлургического завода. И все же количественно в рядах писательского Донбасса преобладают не прозаики, а поэты. Это от их имени, русских и украинцев, донбассовец Евгений Летюк в своей книге «Хто там зорі ворушить?» дал клятву на верность Коммунистической партии. Его стихотворение «Слово про партію» критики считают одним из лучших, написанных на эту тему. Только любящий сын и только Я звертаюсь до вас, дорогі земляки-побратими, любимой матери может посвятить такие строки: Крізь пожарів злий гул, крізь удари невпинні гармат, Орлиця вчить у небо своїх дітей Щоб велику любов передати рядками малими злітати, До усіх, що в цей час захищають наш зоряний сад... І перший крок зробити дитя навчає Хай ця пісня іде з вами в сірій військовій шинелі, мати, Кароока моя, що зродилась в безсонних ночах, А ти одна для мене — і мати, і Пісня серця мого у далекі шахтарські оселі, орлиця, У міста над Дінцем, де покритий розривами шлях... Для мене ти — і мудрість, моєї сили Крізь грозу, що в полях пролітає кривава й похмура, криця. Крізь тумани й вітри, крізь невидані в світі бої [ захват мій, і радість, і співи молоді. Посилає привіт ваш земляк, Володимир Сосюра, О, в тебе сили досить, щоб стали діти Й тисне руки він вам. До побачення, рідні мої! дужі, У тебе світла досить, щоб нам на В период войны, в разное время, в Донбассе виднокружжі находились многие украинские поэты-фронтовики, в частности сотрудники газеты «За Радянську Україну» (для оккупированных областей УССР) Микола Бажан, Андрей Малышко, Сергей Воскрекасенко. 1 апреля 1942 года в театре прифронтового Ворошиловграда состоялся большой литературный вечер. Свои стихи читали Андрей Малышко, Павел Усенко, Алексей Носенко и другие писатели. Зимой 1941 — 1942 годов на Юго-Западном фронте находился известный украинский поэт Савва Голованивский. Зоря сіяла вічно, судьби ясна зоря. Дозволь же, мати рідна, дозволь же, рідна мати, Сказати щире слово, що серце покоря... 7 Подобная мысль, но уже с индивидуальным, собственным почерком проходит через миниатюру Ивана Савича « Я в Леніна вчуся» (книга «Тяжіння землі). Самое 14 дорогое для человека воспевает в ней поэт. И в этом не только его личные убеждения, но и глубокая партийная философия. Коли туман осінній слався З Дніпрових плавень на Донбас, Ім'я відважного Браславця Главный герой и основная тема творчества поэтов Донбасса — рабочий класс. Да это и понятно. Например, Михаил Фролов — сын рабочего и сам в прошлом рабочий. Еще в юношеские годы он опубликовал свои первые произведения, а вот первую книгу издал лишь в сорок лет. Судьба, как видим, не баловала поэта. И все же успеха в литературе, причем заслуженного, он достиг. Уже издано десять книг его стихотворений и поэм. Кстати, о поэмах. Фролов с энтузиазмом взялся за этот нелегкий жанр и удачно с ним справился, создав полновесные поэмы «Максим Гора» (1949 г.) и «Огненная купель» (1958 г.). В настоящее время появление поэм в Донбассе — не в диковинку. Тоді в боях прийшло до нас. Там, де зійшлися три дороги, Піднявши чорний дим заграв, В кільце туге, в міцну облогу Донецьке місто ворог брав. Гула земля, земля палала. І от за рідний терикон Пішов один проти навали Мотострілецький батальйон. Його повів гірник Браславець. І він такий зробив удар, Як міг зробити майстер слави — Досвідчений меткий шахтар. Другой поэт — украинец Виктор Соколов создал первый (и пока единственный!) в истории литературного Донбасса роман в стихах «Мое серце в Донбасі» такого крупного произведения у поэтов шахтерской Донетчины еще не было. Особенно запоминаются в нем проникновенные лирические отступления, философские, обобщения, наполненные раздумьями о жизни, стране, народе. Так, наче молотком в забої. Рвонув відразу кілька тонн, І став для ворога грозою Мотострілецький батальйон. Відтоді звикли німці хутко На захід повертать, коли З'являється зі штабу чутка: На фронт браславці підійшли. Роман В. Соколова и эпическая поэма П Беспощадного «Дружины» посвящены Донбассу. Однако наши авторы не замыкаются в тематических рамках шахтерского края. Почин в этом деле сделал В. Труханов в своей фронтовой поэме «Под Изюмом» и И. Савич в «Марії Заньковецькій». В последней из них воссоздается тяжелая, но вместе с тем и прекрасная жизнь великой украинской актрисы, которая даже в мрачных условиях царизма нашла в себе достаточно сил выбиться на широкую арену служения трудовому народу, родной Украине. Украинский поэт Иван Савич воевал на многих направлениях, а также — на Донетчине. Будучи начальником штаба батальона, попал во время неравного боя в плен. В неволе он прошел через изощренные пытки гитлеровских палачей и, несмотря на это, остался несгибаемым человеком — гражданином, бойцом, поэтом. Савич создавал в плену антифашистские стихи. Подлинным оптимизмом насыщена поэма В. Труханова «Да здравствует солнце!». Она написана 13 В активе нелегальной литературы, но уже печатной, а не устной, были и отдельные произведения Владимира Сосюры. С далеких фронтов его мысли устремлялись в отчий край — Донбасс, в партийное подполье, где создавались партизанские отряды бесстрашных донецких 8 Вообще, на фронт ушло около тысячи членов Союза писателей СССР, в том числе 120 литераторов нашей республики, то есть две трети тогдашнего состава СПУ. Если же учесть, что значительная часть фронтовиков стала профессиональными литераторами уже после войны, то среди современного состава членов Союза писателей Украины 600 участников Великой Отечественной войны. Это бывшие солдаты, командиры и политработники наших Вооруженных Сил, а также партизаны и подпольщики. гармоничными и нежными красками, что присуще лирике Труханова. С вдохновением воспевает людей труда и украинская поэтесса Лидия Колесникова. Эту тематическую черту ее творчества отметил известный литературовед Степан Крыжанивский, выступив с ре- цензией «Оновлення слова» на последнюю книгу Колесниковой «Стежки й літа» (1966 г.). Профессор С. А. Крыжанивский, кроме того, подчеркивал: «Лідії Но не все, далеко не все писатели-фронтовики Колесниковвій властива самобутність думки й мови...» отзовутся на 35-летнем юбилее победителей-однополчан. Свыше 400 литераторов пали смертью героев на огненных фронтах, среди них 42 писателя Советской Украины. Смертью храбрых погиб талантливый украинский поэт, капитан-политработник легендарной 18-й армии Кость Герасименко, который начинал свою литературную деятельность в Донецкой области. В стихах, посвященных труду, проявился собственный голос у П. Шадура, Б. Радевича, В. Мухина, В. Демидова и Н. Домовитова. Это в полной мере касается и творчества признанного певца донецкой комсомолии Виктора Шутова, зарекомендовавшего себя в качестве поэта-песенника шахтеров социалистического Донбасса. Настоящее мастерство приходит к поэту тогда, когда он все время в работе, ищет новые пути к вершинам творчества, объединяет свои художественные поиски с высокой идейностью, по-партийному трактует те или иные явления. Показательны в этом плане прозаические книжки известного украинского поэта Григория Кривды — «Орисині жайвони» и «Не чужа мати» (переиздана на русском языке в Москве). Они свидетельствуют о том, что поэт отбрасывает штампы, ищет в мастерской искусства что-то новое и находит его. В Донбассе поры нашего вынужденного отступления, в соавторстве с Иваном Неходой и Любомиром Дмитерко, Герасименко создал известную в свое время «Клятву вождю». Поэма была написана к 1 Мая 1942 года и принята как письмо Верховному Главнокомандующему на собрании представителей партийных и советских организаций города Ворошиловграда 30 апреля 1942 года, а впервые опубликована 1 Мая того же года в республиканской газете «Комуніст» , издававшейся в тот период в последнем областном центре УССР, который еще не успели оккупировать гитлеровцы. Среди поэтов, образно говоря, второго послевоенного призыва выделяется Николай Рыбалко (Краматорск). Он восемнадцатилетним юношей добровольно пошел в действующую армию («Мы без повесток шли в военкомат») и почти до самого конца войны (февраль 1945) сражался с фашистами. На фронте донецкий комсомолец вступил в партию, стал командиром артиллерийской батареи. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с гитлеровцами, правительство наградило капитана Н. Рыбалко четырьмя боевыми Особенно проникновенно написана та часть поэмы, в которой воспевается фронтовой Донбасс и его героические сыновья, в частности воин-шахтер Браславец. Украинские поэты, авторы поэмы, удачно сочетают в сюжетном и композиционном построении своего произведения эпические и лирико-героические компоненты: 12 9 орденами и многими медалями. Но незадолго до окончания войны он потерял зрение. 11 донбассовце послевоенного поколения — «Всем смертям назло...» Николай Рыбалко становится литератором, поэтом. Свои стихотворения он посвящает теме вооруженной борьбы с фашизмом. Писатели Донбасса интенсивно работают и над произведениями для детей и юношества. Здесь уже сказали свое слово П. Беспощадный, П. Байдебура, Г. Бойко, И. Курлат, Г. Головин, А. Чепижный (особенно его повести «Ребята с Пролетарки», «Всходы», «После грозы»). Заслуженным успехом у детей пользуется и прозаик Н. Сласгников. Его повесть «Билет на Марс» переиздана на немецком языке в Берлине (ГДР). Вместе с сюжетами борьбы и ратных подвигов в творчество писателей Донецкого бассейна полнокровно входит другая немаловажная тема — созидательный труд и восстановление родного края. Таким образом, романтика освободительной войны неразрывно переплетается с романтикой строительного пафоса, что особенно видно в произведениях молодых поэтов. В драматургии выступают Ш. Вольный и Н. Гревцов. Вольный, начиная с 1930 года, создал более десяти пьес. Некоторые из них шли не только в Донбассе, но и в других областях Украины. У Николая Гревцова следует назвать пьесу «Ценой жизни», поднявшую важные вопросы социалистической морали и этики. Кроме того, Гревцов — автор прозаических сборников «Синие глаза» и «Конец романа». Различны и биографии у поэтов послевоенного Донбасса. Николай Анциферов, например, встретил День победы в родной Макеевке. Позже окончил ремесленное училище и до 1955 года трудился на шахте, затем учеба в Литинституте и, наконец, заведывание отделом поэзии в столичном журнале «Москва». Главное, что присуще поэзии Анциферова,— это тонкий юмор, подкупающий читателя, захватывающий его. Произведения писателей Донбасса – составная и неотъемлемая часть художественного процесса всей Украины. Своей скромной, но многострадальной творческой деятельностью донецкие литераторы убедительно подтвердили великий ленинский лозунг: Среди творческой молодежи нельзя не отметить А. Романенко (книги «Дорога» и «Солнце в глазах»), А. Кравченко (книги стихов «Перед восхождением» и «Сто шагов к солнцу»), Г. Щурова (сборник стихов «За все земное»), Е. Сердинова, О. Орача, Н. Ткачук, Г. Гордасевич, Е. Лаврентьеву, И. Светличного, В. Горба, П. Омельяненко, А. Гарматюка. «Искусство принадлежит народу!» Источник: Летописцы шахтёрского края: сборник / сост. и авт. вступ. ст. Е. Волошко. – Донецк: Донбасс, 1968. – 431 с. Но особое место, как мне кажется, занимает в рядах творческой молодежи луганский прозаик Владислав Титов. Это способный литератор, настоящий гражданин-патриот. Именно в наши дни, буквально в канун 50-летия Советской власти, он совершил большой жизненный подвиг. © Copyright: Татьяна Раевская, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|