Путеводитель по жизни от Иисуса

Татьяна Раевская: литературный дневник

"А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.


Первым бросить камень. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8,7) ; слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.


Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои ; на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4). Орало ; плуг.


Питаться медом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и акридами (саранчей) (Марк. 1,6).


Плоть от плоти (родственная близость). "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" ; слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2,23).


По букве и духу. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3,6) Употребляется в значении: отнестись к чему ; либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении: формальность, противоположная сущности, смыслу, употребляется выражение "мертвая буква".


Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2,12); "... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел" (Есф: 4,1).


Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2,3).


Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но после того, как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства ; апостолом Павлом (Деян. 9,1-22).


Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). "Язык мой прильпнул к гортани моей" (Пс. 21,16).


Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). "И будешь ... притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28,37). По церковнославянски "у всех народов" ; "во всех языцех".


Продать за чечевичную похлебку (поступиться чем ; либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25,29-34).


Путеводная звезда ; Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью ; либо жизнь, деятельность.


Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) ; часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26,33).


Скрежет зубовный. "Там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12) ; слова Иисуса триста об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.


Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Луки 16,13).


Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6,24). Маммона ; богатство или земные блага.


Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.


Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19,24-25).


Соль земли. "Вы ; соль земли" (Матф. 5,13) ; слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие ; лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.


Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, ; все суета!" (Еккл. 1,2).


Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему ; либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.


Терновый венец (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Матф. 27,29; Марк. 15,17; Иоан. 19,2).


Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15). Сребренник ; древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам.


Труба иерихонская (не в меру громкий голос) . Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6).


Тьма кромешная (символ ада). "А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12). По церковнославянски "тьма внешняя" ; "тьма кромешная".


Умывать руки (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).


Фарисейство (лицемерие). Фарисеи ; религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).


Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего ; либо, а также лицемерное прикрытие чего ; либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3,7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.


Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.


Хлеб насущный (необходимое пропитание). "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 ; из молитвы Господней.


Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: "Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Быт. 7,11). По церковнославянски "окна" ; "хляби".


Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16,8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32,10).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.06.2019. Путеводитель по жизни от Иисуса